обществознание 10-11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ Николаевская СОШ
____________________/Н.Н.Галицина/
Приказ № 35 от _31.08.2022 №

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

По обществознанию
в 10-11 классах
Уровень общего образования (класс): базовый Основное общее образование, 10-11 класс
Количество часов: по 66, 63 час.

Учитель Никитина Надежда Сергеевна
Рабочая программа по обществознанию 10-11 классов построена и реализуется в соответствии с
требованием Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (ФГОС СОО), авторской программы «Обществознание» предметная линия учебников
под редакцией Л.Н. Боголюбова 10-11 классы Москва, «Просвещение» 2016 г.

2022– 2023 учебный год

«Пояснительная записка»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577)
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3.Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательные программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»
4.Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О Внесении изменений в федеральный перечнь
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
утвержденных приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. « 345
5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Николаевская СОШ
на 2022-2023 учебный год.
6.Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, рабочей программе курсов внеурочной
деятельности МБОУ Николаевская СОШ
7.Учебного плана МБОУ Николаевской СОШ на 2022-2023 учебный год.
8. Авторской программы «Обществознание» предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 1011 классы Москва «Просвещение» 2016 г.
Раздел I. «Планируемые результаты освоения учебного предмета»
Требования к уровню подготовки учащихся.
Личностными результатами являются:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России,
осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия

народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
интериоризация гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного
выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость,
уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм
морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их
основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в
развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения,
готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых
способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов,
процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование
готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и
которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность
участвовать
в
жизнедеятельности
подросткового
общественного
объединения,
продуктивно
взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве
субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности;
интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и
организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества,
способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры
обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям

















сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в
том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся
сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм
их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных
задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и
познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им
задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для
их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач

















определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей
учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей
деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в
рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при
отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации
для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса
деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств,
различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в
соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и
доступных внешних ресурсов;

 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать
выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации
неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели
к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения
эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления
проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы. Обучающийся сможет:





подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих
обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и
следствия явлений;

 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим
закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки
достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской
деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины,
возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной
аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с
помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик
объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного
(символьного) представления в текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе
имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,




















эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев
оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и
нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;

 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной
коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,
перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если
оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться
друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны
собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой
группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной
задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых
средств;

 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего
выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством
учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.
2.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами
естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том
числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную
гигиену и правила информационной безопасности.
Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды
деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения
межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью
человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность
удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных
конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека,
делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни
человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные
явления с позиций общественного прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной
жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины
экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на
практике экологически рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной
жизни;
 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные
направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из
разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную
информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других
людей с нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств
из истории и жизни современного общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на
развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях
культуры;

 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из
адаптированных источников различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной
деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой
культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные
общности и группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии
для оценки безопасных условий жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения
семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения
семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни;
корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего
государства;

 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные
Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в
мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять
свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка,
преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей,
оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных
источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными
законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и
правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их
становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей,
предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической
деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать
их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных
законов, выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета
государства;

 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников
различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и
процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные
знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы
трудовой и предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую
из неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния
российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в
экономической сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и
порядка действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и
трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Раздел II. Содержание учебного предмета.

10 класс
Глава I. Человек в обществе (18 ч)
Что такое общество (1 ч) Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа.
Общество и культура. Науки об обществе (1 ч) Понятие культуры. Общественные отношения. Единство
человечества и окружающей среды. Влияние человека на биосферу.
Общество как сложная система (1 ч) Особенности социальной системы.
Социальные институты (1 ч) Связи между подсистемами и элементами общества. Общественные потребности
и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов.
Динамика общественного развития (1 ч) Многовариативность общественного развития. Целостность и
противоречивость современного мира.
Проблема общественного прогресса (1 ч) Общественные прогресс, его критерии. Противоречивый характер
прогресса.
Социальная сущность человека (1 ч) Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности.
Самосознание и самореализация (1 ч) Агенты и институты социализации. Личность. Коммуникативные
качества личности.
Деятельность - способ существования людей (1 ч) Деятельность человека: основные характеристики.
Структура деятельности и еѐ мотивация.
Многообразие видов деятельности (1 ч) Различные классификации видов деятельности человека. Сознание и
деятельность. Творческая активность.Познавательная и коммуникативная деятельность (1 ч) Познаваем ли
мир. Познание чувственное и рациональное. Истина и еѐ критерии. Особенности научного познания.
Социальные и гуманитарные знания.

Многообразие человеческого знания (1 ч) Познание и коммуникативная деятельность. Особенности познания
общественных явлений.
Свобода и необходимость в деятельности человека (1 ч) Возможна ли абсолютная свобода. Свобода как
осознанная необходимость.
Свобода и ответственность (1 ч) Основания свободного выбора. Что такое свободное общество.
Современное общество (1 ч) Глобализация как явление современности. Современное информационное
пространство.
Глобальная информационная экономика (1 ч) Социально – политическое измерение информационного
общества. Экологическая ситуации в современном мире.
Глобальная угроза международного терроризма (1 ч) Международный терроризм: понятие и признаки.
Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный терроризм.
Противодействие международному терроризму (1 ч) Способы противодействия международному терроризму.
Специальные организации.
Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы I (1 ч) Обобщение и
систематизация знаний по изученной теме.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в обществе». Тест (1 ч) Обобщение и систематизация
знаний по изученной теме.
Глава II. Общество как мир культуры (14 ч)
Духовная культура общества (1 ч) Понятие «духовной культуры». Культурные ценности и нормы. Институты
культуры. Формы культуры. Функции культуры.
Многообразие культур (1 ч) Культурное многообразие современного общества. Диалог культур.

Духовный мир личности (1 ч) Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности.
Мировоззрение и его роль в жизни человека (1 ч) Виды мировоззрения. Пути формирования.
Мораль (1 ч) Как и почему возникла мораль.
Устойчивость и изменчивость моральных норм (1 ч) Что заставляет нас делать выбор в пользу добра.
Наука и еѐ функции в обществе (1 ч) Современная наука. Этика науки. Возрастание роли науки в современном
обществе. Дифференциация и интеграция наук.
Образование в современном обществе (1 ч) Образование как система. Виды образования.
Религия и религиозные организации (1 ч) Религия в древнем и современном обществе. Особенности
религиозного сознания. Религия как общественный институт.
Религия и религиозные организации в современной России (1 ч) Свобода совести. Проблема поддержания
межрелигиозного мира. Задачи поддержания межрелигиозного мира.
Искусство (1 ч) Искусство как вид духовной деятельности человека. Что такое искусство. Функции искусства.
Структура искусства (1 ч) Современное искусство. Отличие искусства от других видов духовной деятельности
человека.Массовая культура (1 ч) Характерные черты массовой культуры. Что привело к появлению массовой
культуры. Средства массовой информации и массовая культура (1 ч) Оценка массовой культуры как
общественного явления. Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы II (1 ч)
Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество как мир культуры». Тест (1 ч) Обобщение и
систематизация знаний по изученной теме.
Глава III. Правовое регулирование общественных отношений (28 ч)

Современные подходы к пониманию права (1 ч) Нормативный подход к праву. Теория естественного права.
Естественное право как юридическая реальность.
Взаимосвязь естественного и позитивного права (1 ч) Современное понимание права. Право как
цивилизационный прорыв человечества.
Право в системе социальных норм (1 ч) Элементы системы права. Основные признаки права. Право и мораль.
Система права(1 ч) Норма права. Отрасль права. Институт права.
Источники права (1 ч) Что такое источник права. Основные источники (формы) права.
Виды нормативных актов (1 ч) Федеральные законы и законы субъектов РФ. Законотворческий процесс в
Российской Федерации.
Тест по теме «Право и источники права». Правоотношения и правонарушения (1 ч) Что такое
правоотношения. Что такое правонарушение.
Юридическая ответственность (1 ч) Личные права и юридическая обязанность. Связь характера
правонарушения с видом юридической ответственности. Юридическая ответственность как необходимая мера
государственного воздействия и способ защиты конституционных прав. Система судебной защиты прав
человека. Развитие права в современной России.
Предпосылки правомерного поведения (1 ч) Правосознание.
Правовая культура (1 ч) Правомерное поведение. Элементы правовой культуры.
Гражданин Российской Федерации (1 ч) Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина России.
Воинская обязанность (1 ч) Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Гражданское право (1 ч) Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные
права. Право на результат интеллектуальной деятельности.
Наследование (1 ч) Восстановление социальной справедливости как ведущий принцип гражданско-правовой
ответственности. Защита гражданских прав.
Семейное право (1 ч) Юридическое понятие «брак». Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и
расторжение брака. Права и обязанности супругов.
Права и обязанности детей и родителей (1 ч) Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Права
ребѐнка под защитой норм семейного права. Особенности ответственности в семейных правоотношениях.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства (1 ч) Трудовые правоотношения. Порядок приѐма на
работу. Занятость населения. Виды юридической ответственности работника и работодателя.
Социальная защита и социальное обеспечение (1 ч) Профессиональное образование. Трудовые споры и
способы их разрешения.
Экологическое право (1 ч) Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную
окружающую среду.
Способы защиты экологических прав (1 ч) Экологические правонарушения.
Процессуальные отрасли права (1 ч) Гражданский процесс. Арбитражный процесс.
Уголовный процесс (1 ч) Цели, принципы и субъекты уголовного процесса. Административная юрисдикция.
Конституционное судопроизводство (1 ч) Судьи Конституционного суда. Принципы конституционного
судопроизводства.
Основные стадии конституционного судопроизводства (1 ч) Взаимосвязь прав и обязанностей.

Международная защита прав человека (1 ч) Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская
система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни.
Международные преступления и правонарушения (1 ч) Полномочия международного уголовного суда.
Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека.
Правовые основы антитеррористической политики Российской Федерации (1 ч) Правовая база
противодействия терроризму в России.
Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму (1 ч) Роль СМИ и гражданского
общества в противодействии терроризму.
Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы III (1 ч) Обобщение и
систематизация знаний по изученной теме.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений». Тест
Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Повторение и обобщение (2ч)
Промежуточная аттестация. Тест (1 ч)
Общество в развитии. Современный мир и его противоречия. Итоговое повторение по курсу.
Человек в XXI в. (1 ч) Человек и глобальные проблемы современного общества. Человек в мире информации.
Человек и ценности современного общества.
Основное содержание учебного предмета
11 класс (68 ч)
Экономическая жизнь общества 20ч

Экономика наука о хозяйстве способах его ведения и управления им. Что изучает экономическая наука?
Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Основные экономические
измерители и показатели. Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и
интенсивный экономический рост. Экономическое развитие как кардинальное изменение в экономической
жизни страны. Рынок и его роль в экономической жизни страны. Характеристика структуры рынка.
Конкуренция и монополия. Рыночные реформы в России в начале 90 х годов. Понятие фирмы в экономике.
Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги
уплачиваемые предприятиями. Предпринимательская деятельность и право. Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы маркетинга и
менеджмента. Экономические функции государства. Роль финансов в экономике. Современный рынок труда.
Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Глобальные проблемы мировой
экономики. Тарифные методы регулирования мировой экономики. Рациональное поведение потребителя в
современной экономике. Закон о защите прав потребителя в современной экономике. Рост производительности
труда в современном рыночном обществе.
Социальная сфера 17ч
Понятие своды в деятельности современного человека. Какую ответственность несет человек перед
современным миром. Структура общественного сознания в современном обществе. Общественная идеология и
психология. Индивидуальное и общественное сознание. Политическое сознание его роль в формировании
современного человека. Современные политические идеологии. Основные виды политических идеологий в
современном российском обществе. Роль идеологии в политической жизни страны. Политическая психология и
ее роль в современном обществе. Многообразие форм поведения человека в политике. Выборы и их роль в
политическом будущем страны. Средства массовой информации и формирование политической психологии
масс в предвыборный период. Политическая реклама в средствах массовой информации. Роль политического
поведения в самосознании общества и человека. Причины и сущность политического терроризма. Политическая
элита и факторы ее формирования. Роль политического лидера в современном обществе. Основные типы
лидеров и факторы их формирования. Связь народа и политического лидера. Характеристика политических
лидеров современной России. Выборная стратегия поведения политических лидеров. Тенденции развития семьи
в современном обществе. Виды и формы современных семей. Проблема неполных семей. Демографическая
ситуация в современном обществе. Пути решения демографической проблемы в современной России.

Религиозные объединения в современной России. Основные права религиозных организаций. Проблема
поддержания религиозного мира в современном обществе. Основные нормативные акты регулирующие
деятельность религиозных организаций в России. Права религиозных организаций проблемы и противоречия в
их деятельности. Свобода человека в выборе религии. Конституционное закрепление прав свободы совести
человека.
Политическая жизнь общества 20ч
Нормативный подход к изучению права. Общеобязательность и принудительная сила государства в понимании
правовой теории. Естественное право как совокупность прав и свобод человека и гражданина. Основные
естественные права и их защита государством. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Основные
правовые гарантии защиты прав человека в правовом государстве. Органы государственной власти и их роль в
системе регулирования правовых отношений российского общества. Гражданство России. Права и обязанности
граждан РФ. Характеристика конституционных прав и обязанностей. Альтернативная гражданская служба и
воинская обязанность. Основные права и обязанности налогоплательщика. Общая характеристика
экологического права. Способы защиты экологических прав. Гражданские правоотношения личные
имущественные и неимущественные права. Право интеллектуальной собственности и наследования. Защита
гражданских прав. Семейное право как отрасль права РФ. Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и
расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей
оставшихся без попечения родителей. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу. Социальная
защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование. Процессуальное право. Основные принципы
гражданского права. Участники гражданского процесса. Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс.
Исполнение судебных решений Уголовный процесс основные принципы и участники. Меры процессуального
принуждения. Досудебное производство. Суд присяжных заседателей . Административная юрисдикция.
Субъекты административной ответственности. Конституционное судопроизводство. Защита прав и свобод
человека средствами ООН. Европейская система защиты прав и свобод человека. Проблема отмены смертной
казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия уголовного международного суда.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 века. Постиндустриальное информационное общество.
Современная социальная структура.
Обязательный минимум диагностического инструментария

Раздел III «Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы»
10 класс
№
п/п
1.
2.
3.

4.

Наименование раздела
Глава I. Человек в обществе
Глава II. Общество как мир
культуры
Глава III. Правовое
регулирование общественных
отношений
тестирование
ИТОГО

Количество
часов всего
20
16

Контрольные
работы
1
1

27

2

3
66

1
5

Количество

Контрольные
работы

11 класс
№

Тема

часов
1

Экономическая жизнь общества

20

2

Социальная сфера

22

3

Политическая жизнь общества

19

4

Повторение

2
63

Контрольная
работа ( 2 )
Контрольная
работа (1 )
Контрольная
работа ( 1 )
Контрольная
работа ( 1 )

Календарно - тематическое планирование
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема урока

Глава I. Человек в обществе
Что такое общество
Общество и культура. Науки об обществе
Общество как сложная система
Социальные институты
Динамика общественного развития
Проблема общественного прогресса
Социальная сущность человека
Самосознание и самореализация
Деятельность - способ существования людей
Многообразие видов деятельности
Познавательная и коммуникативная
деятельность
Многообразие человеческого знания
Свобода и необходимость в деятельности
человека
Свобода и ответственность
Современное общество
Глобальная информационная экономика
Глобальная угроза международного терроризма
Противодействие международному терроризму
Урок представления результатов проектной
деятельности по темам главы I.
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Человек в обществе». Тест
Глава II. Общество как мир культуры

10 класс

Количество
часов

(20 ч)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата проведения
урока

01.09.22
06.09
08.09
13.09
15.09
20.09
22.09
27.09
29.09
04.10
06.10

1
1

11.10
13.10

1
1
1
1
1
1

18.10
20.10
01.11
03.11
08.11
10.11

1

15.11

(16 ч

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

37
38
39
40
41
42
43

Духовная культура общества
Многообразие культур
Духовный мир личности
Мировоззрение и его роль в жизни человека
Мораль
Устойчивость и изменчивость моральных норм
Наука и еѐ функции в обществе
Образование в современном обществе
Религия и религиозные организации
Религия и религиозные организации в
современной России
Искусство
Структура искусства
Массовая культура
Средства массовой информации и массовая
культура
Урок представления результатов проектной
деятельности по темам главы II.
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Общество как мир культуры». Тест
Глава III. Правовое регулирование
общественных отношений
Современные подходы к пониманию права
Взаимосвязь естественного и позитивного права.
Право в системе социальных норм
Система права
Источники права
Виды нормативных актов
Тест по теме «Право и источники права».
Правоотношения и правонарушения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17.11
22.11
24.11
29.11
01.12
06.12
08.12
13.12
15.12
20.12

1
1
1
1

22.12
27.12

1
1
(29 ч)
1
1
1
1
1
1
1

44
Юридическая ответственность
45
Предпосылки правомерного поведения
46
Правовая культура
47
Гражданин Российской Федерации
48
Воинская обязанность
49
Гражданское право
50
Наследование
51
Семейное право
52
Права и обязанности детей и родителей
53 Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
54 Социальная защита и социальное обеспечение.
55
Экологическое право
56
Способы защиты экологических прав
57
Процессуальные отрасли права
58
Уголовный процесс
59
Конституционное судопроизводство
60
Основные стадии конституционного
судопроизводства. Международная защита прав
человека
61
Правовые основы антитеррористической
политики Российской Федерации.
Международные преступления и
правонарушения
62
Органы власти, проводящие политику
противодействия терроризму
63
Урок представления результатов проектной
деятельности по темам главы III.
64
Промежуточная аттестация. Тест.
65,66
Промежуточная аттестация. Тест

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
2

Календарно - тематическое планирование 11 класс
№
п/п

Тема урока
Экономическая жизнь общества

Количество
часов
20

Дата проведения
урока

1

Роль экономики в жизни общества

1

01.09.22

2

Экономика наука и хозяйство

1

02.09

3

Экономический рост и развитие

1

08.09

4

Рыночные отношения в экономике

1

09.09

5

Фирма в экономике

1

15.09

6

Финансовый рынок

1

16.09

7

Финансовый рынок

1

22.09

8

Экономика и государство

1

23.09

9

Финансы в экономике

1

29.09

10

Занятость и безработица

1

30.09

11

Занятость и безработица Тестирование

1

06.10

12

Мировая экономика. Международная торговля.

1

07.10

13

Глобальные проблемы экономики

1

13.10

14

Рациональное поведение потребителя

1

14.10

15

Самостоятельная работа

1

20.10

16

Свобода в деятельности человека

1

21.10

17

Тестирование Экономика наука и хозяйство

1

03.11

18

1

10.11

19

Тестирование Рыночные отношения в экономике.
Экономический рост и развитие
Тестирование Экономика и государство

1

11.11

20

Зачѐт по теме «Экономическая жизнь общества»

1

17.11

Социальная сфера

22

21

Социальная структура общества

1

18.11

22

Социальная структура общества

1

24.11

23

1

25.11

24

Тестирование по теме Социальная структура
общества
Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1

01.12

25

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1

02.12

26

1

08.12

27

Тестирование по теме Социальные нормы и
отклоняющееся поведение
Нации и межнациональные отношения

1

09.12

28

Нации и межнациональные отношения

1

15.12

29

Практикум Терроризм

1

16.12

30

Семья и быт

1

22.12

31

Семья и быт

1

32

Практикум по теме Семья и быт

1

33

Гендер – социальный пол

1

34

Гендер – социальный пол

1

35

Молодѐжь в современном обществе

1

36

Молодѐжь в современном обществе

1

37

1

38

Практикум по теме Молодѐжь в современном
обществе
Демографическая ситуация в современной России

39

Демографическая ситуация в современной России

1

40

1

41

Практикум по теме Демографическая ситуация в
современной России
Практикум по теме Социальная сфера

42

Зачѐт по теме Социальная сфера

1

Политическая жизнь общества

20

1

1

43

Политика и власть

1

44

Политика и власть

1

45

Политическая система

1

46

Политическая система

1

23.12

47

Контрольная работа по теме Политическая система

1

48

Гражданское общество и правовое государство

1

49

Гражданское общество и правовое государство

1

50

1

51

Контрольная работа по теме Гражданское общество
и правовое государство
Демократические выборы

52

Демократические выборы

1

53

Контрольная работа по теме

1

54

Политические партии и партийные системы

1

55

Политические партии и партийные системы

1

56

Контрольная работа по теме Политические партии и
партийные системы

1

57

Политическая элита и политическое лидерство

1

58

Политическая элита и политическое лидерство

1

59

Политическое сознание

1

60

Политическое поведение

1

61

Политическое поведение

1

62

Итоговое повторение в форме ЕГЭ

1

1

63

Итоговое повторение в форме ЕГЭ

1

СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Протокол заседания
МО учителей Гуманитарного цикла

____________________/ Е.И.Пугачева /

МБОУ Николаевская СОШ
От ___.08.2022 г. №
От ___.08.2022 г.
__________/Никитина Н.С./

Критерии и нормы оценочной деятельности.
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый
подход.
При 5 – балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Оценка “5” ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объѐма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать,
делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные
знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение
отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и
устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка “4”:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать,
делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, соблюдение
основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка “3” (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при
самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменѐнные вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное
несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка “2”:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления
об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала,
значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления
письменных работ.

Оценка “1”: Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Устный ответ.
Оценка “5” ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала; полное понимание
сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения,
самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано
делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно,
чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать
точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст
учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные
вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы,
учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении
записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом
уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет
необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи,
сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка “4” ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и правильный ответ на основе
изученных теорий; незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала,
определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в
выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической
последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил
учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные
вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в

видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной,
использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками
(правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления
письменных работ.
Оценка “3” ставится, если ученик:
- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, - не препятствующие
дальнейшему усвоению программного материала;
- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения
аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал
недостаточно четкие;
- не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил
ошибки при их изложении;
- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при
объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров
практического применения теорий;
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника,
но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника
(записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка “2” ставится, если ученик:
- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- не делает выводов и обобщений.
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных
вопросов;
- или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных
вопросов и задач по образцу;
- или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже
при помощи учителя.

1.
2.
1.
2.

1.
2.

Оценка “1” ставится, если ученик:
1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2) полностью не усвоил материал.
Примечание.
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даѐтся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная
оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка “5” ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка ―3‖;
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка “1” ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником
оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается
работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии оценки рефератов

1. Плагиат/не плагиат (0 баллов в случае плагиата)
2. Использование аппарата, категорий, логики институциональной экономики
(демонстрация приобретенных знаний и умения ими пользоваться)
3. Раскрытие темы
4. Логика рассуждений, обоснованность выводов
5. Самостоятельность анализа (наличие своей логики изложения, собственных
примеров и т.п.).
Критерии оценки презентаций
1. Свободность изложения материала (в том числе: рассказ без листка или зачитывание)
2. Раскрытие темы в докладе
3. Логичность изложения
4. Степень владения материалом (в том числе правильность ответов на вопросы)
5. Самостоятельность при рассказе (наличие своей логики изложения и примеров, отличных от изложенных в
лекциях и семинарах)
Критерии оценки тестовых заданий.
Тесты, составлены в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования и
действующими программами и учебниками.
Задания составлены в форме открытых тестов. К каждому вопросу дается четыре варианта ответов, только один
из которых – правильный. При составлении тестов учитывались следующие методические условия:
• тесты корректны по содержанию – тестовые опросы соответствуют стержневым линиям и концепциям
государственного стандарта и программы;
•язык теста лаконичен, однозначен и выразителен;
• задания в одном тесте разного уровня сложности, что позволяет проверить знания каждого учащегося, и
сравнить степень усвоения материала;
• тестовые задания начинаются с легких и завершаются трудными.
Критерии оценки.
Каждый балл (по пятибалльной системе) равен 20%:
20% — 1 балл,
20%—40% — 2 балла,
40%—60 %— 3 балла,

60%—80% — 4 балла,
от 80 %— максимальные 5 баллов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».