Положение III-9 о ВСОКО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Николаевская средняя общеобразовательная школа
Пролетарского района Ростовской области
ПРИНЯТО ПЕДСОВЕТОМ
ШКОЛЫ

(Протокол № 3 от 18.11.2020 г.)

УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ_ ГАЛИЦИНА Н.Н.

(Приказ № 51 от 18.11.2020 г.)

Положение III-9
о внутренней системе оценки качества образования
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение представляет собой нормативный документ,
разработанный в соответствии с «Законом об образовании в Российской
Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13 Федерального Закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ), на основании которого к компетенции образовательного учреждения
относится обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества
образования (далее ВСОКО). Устав и локальные акты Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения Николаевской средней
общеобразовательной школы Пролетарского района Ростовской области (далее
Школа) обеспечивают нормативно-правовые основания реализации этой системы
в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в
сфере образования.
1.2. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой
деятельность по информационному обеспечению управления образовательным
учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации
образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.
1.3. Основными пользователями результатов ВСОКО являются: учителя,
обучающиеся и их родители, экспертные комиссии при проведении процедур
лицензирования, аккредитации Школы, аттестации работников, управление
образования. Школа обеспечивает проведение необходимых оценочных
процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества,
обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
1.4. Положение распространяется на деятельность всех педагогических
работников образовательного учреждения, осуществляющих профессиональную
деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических
работников, работающих по совместительству.
1.5. В настоящем положении используются следующие термины:
Качество образования - комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия
федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям
1

физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная
деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов
образовательной программы.
Качество условий - выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в образовательном учреждении;
реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации
образовательного процесса.
Государственный
стандарт
обязательный
минимум
содержания
образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к
условиям организации образовательного процесса.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) совокупность
требований,
обязательных
при
реализации
основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего
образования
образовательными
учреждениями,
имеющими
государственную аккредитацию.
Оценка качества образования - определение с помощью диагностических и
оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения,
образовательного процесса, образовательных результатов нормативным
требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Внутренняя система оценки качества образования - целостная система
диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами
государственно-общественного управления образовательным учреждением,
которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а
также совокупность организационных структур и нормативных правовых
материалов, обеспечивающих управление качеством образования.
Мониторинг - комплексное аналитическое отслеживание процессов,
определяющих количественно-качественные изменения качества образования,
результатом которого является установление степени соответствия измеряемых
образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение
общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных
актах системе государственно-общественных требований к качеству образования,
а также личностным ожиданиям обучающихся.
Предметом мониторинга является качество образования и воспитания как
системообразующий фактор образовательного процесса в общеобразовательном
учреждении.
Объектами мониторинга являются учебные и внеучебные достижения
обучающихся, профессиональная деятельность педагогов и администрации,

2

образовательные программы и условия их реализации.
Субъектами мониторинга являются потребители образовательных услуг и
участники образовательного процесса в лице обучающихся, их родителей
(законных представителей), учителей и администрации образовательного
учреждения.
Инструментарием таких исследований могут быть анкеты, тесты, опросные
листы, статистические отчѐты, различного рода формы, таблицы, графики и др.
Инструментами
мониторинговой деятельности
являются
технические,
электронно-вычислительные и информационные средства, программноинструментальные продукты, средства коммуникации и т.д.
Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью
контрольных измерительных материалов в стандартизированной форме,
содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
Критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.
Экспертиза - всестороннее изучение и анализ состояния образовательного
процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
1.6.







Оценка качества образования осуществляется посредством:
системы внутришкольного контроля;
общественной экспертизы качества образования;
лицензирования;
государственной аккредитации;
государственной итоговой аттестации выпускников;
мониторинга качества образования.

1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования
используются:







образовательная статистика;
промежуточная и итоговая аттестация;
мониторинговые исследования;
социологические опросы;
отчеты работников Школы;
посещение уроков и внеклассных мероприятий.

1.8. К методам проведения мониторинга относятся:
 экспертное оценивание,
 тестирование, анкетирование, ранжирование,
 проведение контрольных и других квалификационных работ,

3

 статистическая обработка информации и др.
2. Основные
образования

цели,

задачи

и

принципы

системы

оценки

качества

2.1. Цели системы оценки качества образования:
 формирование единой системы диагностики и контроля состояния
образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное
выявление изменений, влияющих на качество образования в Школе;
 получение объективной информации о функционировании и развитии
системы образования в Школе, тенденциях его изменения и причинах,
влияющих на его уровень;
 предоставление всем участникам образовательного процесса и
общественности достоверной информации о качестве образования;
 принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности
потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
 прогнозирование развития образовательной системы Школы.
2.2. Задачи построения системы оценки качества образования:
 формирование единого понимания критериев качества образования и
подходов к его измерению;
 формирование системы аналитических показателей, позволяющей
эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
 формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования
образовательной статистики и мониторинга качества образования Школы;
 изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности
Школы;
 определение
степени
соответствия
условий
осуществления
образовательного процесса государственным требованиям;
 определение степени соответствия образовательных программ с учетом
запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным
требованиям;
 обеспечение доступности качественного образования;
 оценка
уровня
индивидуальных
образовательных
достижений
обучающихся;
 определение степени соответствия качества образования на различных
уровнях обучения в рамках мониторинговых исследований качества
образования государственным и социальным стандартам;
 выявление факторов, влияющих на качество образования;
 содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в
процедурах оценки качества образования; определение направлений
повышения квалификации педагогических работников по вопросам,
касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным
4

достижениям обучающихся;
 определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
 расширение общественного участия в управлении образованием в Школе;
 содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в
процедурах оценки качества образования.
2.3. Принципы системы оценки качества образования:
 объективности, достоверности, полноты и системности информации о
качестве образования;
 реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их
социальной и личностной значимости, учѐта индивидуальных особенностей
развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и
воспитания;
 открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
преемственности
в
образовательной
политике,
интеграции
в
общероссийскую систему оценки качества образования;
 доступности информации о состоянии и качестве образования для
различных групп потребителей;
 рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный
самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные
критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки,
самооценки, самоанализа каждого педагога;
 оптимальности использования источников первичных данных для
определения показателей качества и эффективности образования (с учетом
возможности их многократного использования);
 инструментальности и технологичности используемых показателей (с
учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений,
анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их
восприятию);
 минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней
управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными,
региональными аналогами;
 взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними
взаимосвязей и взаимозависимости;
 соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки
качества образования в Школе.
3.
Организационная и функциональная структура системы оценки
качества образования
3.1. Оценка качества образования осуществляется посредством:
 системы внутришкольного мониторинга образовательных результатов;
 внутришкольной экспертизы качества образования, которая осуществляется

5

на регулярной основе администрацией Школы (внутренний аудит);
 внешней оценки образовательных результатов.
3.2. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой,
экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов,
включает в себя: администрацию Школы, педагогический совет, Методический
совет Школы, Совет Школы, методические объединения учителей-предметников,
педагогический консилиум, временные структуры (творческие группы учителей,
комиссии и др.).
3.3. Администрация Школы:
• формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование
ВСОКО Школы и приложений к ним, утверждает приказом директора
Школы и контролирует их исполнение;
• разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы оценки качества образования Школы,
участвует в этих мероприятиях;
• обеспечивает на основе образовательной программы проведение в Школе
контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и
статистических исследований по вопросам качества образования;
• организует систему мониторинга качества образования в Школе,
осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о
состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества
образования на уровне Школы;
• организует изучение информационных запросов основных пользователей
системы оценки качества образования;
• обеспечивает условия для подготовки работников Школы и общественных
экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
• обеспечивает предоставление информации о качестве образования на
муниципальный и региональный уровни системы оценки качества
образования; формирует информационно - аналитические материалы по
результатам оценки качества образования (анализ работы Школы за
учебный год, самообследование образовательной деятельности Школы);
• принимает управленческие решения по развитию качества образования на
основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО;
3.4. Методический совет Школы и методические объединения учителейпредметников:
• участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в
разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику
развития Школы;
• участвуют
в
разработке
критериев
оценки
результативности
профессиональной деятельности педагогов Школы;
• содействуют проведению подготовки работников Школы и общественных
экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

6

•

проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации
обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;
• готовят предложения для администрации по выработке управленческих
решений по результатам оценки качества образования на уровне Школы.
3.5. Педагогический совет Школы:
• содействует организации работы по повышению квалификации
педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
• принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих
состояние и динамику развития системы образования в Школе;
• заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады
представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с Школой
по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том
числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического
режима в Школы, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и
другие вопросы образовательной деятельности Школы;
• принимает решение о формах проведения промежуточной аттестации по
результатам учебного года.
















обсуждает и выбирает различные варианты содержания образования, форм и методов
образовательного процесса и способов их реализации.
Принятие локальных актов, регламентирующих образовательную деятельность.
Обсуждение принимаемых образовательных программ, в т. ч. всех их компонентов.
Организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию
их творческих инициатив.
Принятие решения о награждении обучающихся, добившихся особых успехов в учении.
Рассмотрение вопроса об исключении обучающегося из Школы, представление решения
Управляющему совету Школы.
Принятие решения о переводе (условном переводе) обучающегося в следующий класс.
Принятие решения о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации.
Принятие решения о выборности предметов обучающихся к государственной итоговой
аттестации.
Принятие решения о выпуске обучающихся из Школы.
принятие решения о выдаче справки выпускникам, не прошедшим государственной
итоговой аттестации.
Принятие решения о представлении к награждению педагогических работников Школы.
Обсуждение режимных моментов деятельности Школы;
Заслушивание сообщений администрации Школы по вопросам учебно-воспитательного
характера.
Осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством в сфере
образования.

3.6. Педагог - предметник:
• обеспечивает условия для развития личности обучающегося;
• проводит оценку результативности образовательного процесса;
• обрабатывает результаты образовательного процесса по предмету;

7

•

осуществляет педагогическую рефлексию.

3.7. Классный руководитель:
• обеспечивает взаимодействия учителей - предметников, обучающихся и
родителей
по
проведению
мониторинга
результатов
учебновоспитательного процесса;
• обрабатывает результаты мониторинга уровня обучаемости класса;
• проводит индивидуальную работу с родителями
3.8.
Обучающийся:
• овладевает ключевыми компетенциями
• накапливает результаты достижений и оформляет портфолио.
3.9.
Родители:
• создают условия в семье, обеспечивающие физическое, нравственное и
интеллектуальное развитие личности ребенка;
• обеспечивают систематический контроль над результатами обучения
ребенка;
• используют рекомендаций классного руководителя, учителя - предметника;
• участвуют в общественном управлении школой.
3.10.
Совет Школы:
• заслушивает руководителя Школы по реализации системы ВСОКО;
• даѐт оценку деятельности руководителей и педагогов Школы по
достижению запланированных результатов.
4. Порядок функционирования ВСОКО
4.1. Организационной основой осуществления процедуры оценки качества
является график внутришкольного мониторинга, где определяются форма,
направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные
исполнители. График утверждается приказом директора и обязателен для
исполнения работниками Школы.
4.2. Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный)
мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания
системы запросов с соответствующей технологией сбора, и обработки
информации) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в
соответствии с графиком мониторинга.
4.3. Для проведения мониторинга назначается комиссия, состав которой
утверждается приказом директора Школы.
4.4. Проведение
мониторинга
предполагает
широкое
использование
современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки,
хранения и использования информации.
4.5. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих
действий:
• определение и обоснование объекта мониторинга;
8

• сбор данных, используемых для мониторинга;
• структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и
оперативное использование информации;
• обработка полученных данных в ходе мониторинга;
• анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
• подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
• распространение
результатов
мониторинга
среди
пользователей
мониторинга.
4.6. Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга
являются валидность, надежность, удобство использования, доступность для
различных уровней управления, стандартизированность и апробированность.
4.7. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на
установление качественных и количественных характеристик объекта.
4.8. В отношении характеристик, которые вообще или практически не
поддаются измерению, система количественных оценок дополняется
качественными оценками.
4.9. Основные инструменты, позволяющие дать качественную оценку системе
образования - анализ изменений характеристик во времени (динамический
анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках
образовательной системы (сопоставительный анализ).
4.10. При оценке качества образования в Школе основными методами
установления фактических значений показателей являются экспертиза и
измерение.
Содержание внутренней системы оценки качества образования
Внутренняя система оценки качества образования в Школе осуществляется
по следующим трѐм направлениям, которые включают перечисленные объекты
мониторинга.
5.1 Качество образовательных результатов:
5.1.1 Наличие классов с интегрированным обучением детей (инклюзивное
обучение)
5.1.2. Уровень обученности в классах (по классам, по предметам).
5.1.3. Мониторинг качества обученности в классах в адаптационный период (5,
10 классы)
5.1.4. Мониторинг качества обученности (по Школе, по классам, уровням,
учебным предметам).
5.1.5. Мониторинг качества обученности в разрезе каждого учителя.
5.1.6. Мониторинг результатов итоговой аттестации:
Сравнительный анализ результатов итоговой аттестации выпускников,
освоивших программы основного общего образования.
Сравнительный анализ результатов итоговой аттестации выпускников,
освоивших программы среднего общего образования.
5.1.7. Мониторинг количества учащихся, освоивших учебные программы на
уровне, превышающем образовательный стандарт (количество обучающихся на
5.

9

«5», на «4» и «5», получивших аттестат особого образца).
5.1.8. Мониторинг уровня воспитанности учащихся.
5.1.9. Мониторинг участия школьников в общешкольных делах.
5.1.10. Мониторинг участия в ученическом самоуправлении.
5.1.11. Мониторинг участия в мероприятиях разного уровня (количество, охват)
5.1.12. Мониторинг участия в спортивных мероприятиях разного уровня
(количество, охват).
5.1.13. Мониторинг участия в дополнительном образовании, предоставляемом
Школой .
5.1.14. Мониторинг внеурочной деятельности.
5.2. Качество реализации образовательного процесса:
5.2.1. Реализация учебных планов и рабочих программ;
5.2.2. Мониторинг участия школьников в олимпиадах разного уровня;
5.2.3. Мониторинг участия школьников в научно-практических конференциях
разного уровня;
5.2.4. Мониторинг участия школьников в фестивалях и творческих конкурсах;
5.2.5. Мониторинг спортивных достижений учащихся;
5.2.6. Мониторинг результатов поступления выпускников в ВУЗы и ССУЗы.
5.2.7. Мониторинг уровня адаптации первоклассников к условиям школьной
жизни.
5.2.8. Показатели здоровья (уровень и структура общей заболеваемости,
заболеваемость по отдельным видам, количество часто болеющих детей,
количество детей с отклонениями в состоянии здоровья и с хроническими
заболеваниями, количество детей, отнесенных по состоянию здоровья к
медицинским группам для занятий физической культурой, распределение детей
по группам здоровья).
5.2.9. Показатели физической подготовленности
5.2.10. Показатели травматизма.
5.3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:
5.3.1. Мониторинг материально-технического обеспечения;
5.3.2. Мониторинг информационно-развивающей среды, включая показатели
развития организационной и информационной инфраструктур.
5.3.3. Мониторинг библиотечного фонда (по источникам финансирования, по
количеству и направленности библиотечного фонда).
5.3.4. Кадровое обеспечение:
 Стаж работы (до 2-х лет, от 2 до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 20 лет, более
20 лет).
 Образовательный уровень членов педагогического коллектива (высшее
образование, среднее специальное, неоконченное высшее, второе высшее,
обучение в аспирантуре)
 Возрастная характеристика педагогов (до 25 лет; 25-35 лет, 35-55 лет,
свыше 55 лет).
 Уровень квалификации педагогов (квалификационные категории)
10






Использование педагогических технологий, форм и методов работы
Самообразовательная работа педагогов.
Данные о курсовой подготовке педагогов.
Мониторинг участия членов педколлектива в мероприятиях разного уровня,
в том числе в профессиональных и творческих.
 Участие в качестве экспертов ОГЭ, ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и
т.д.
5.3.5. Социальный паспорт Школы (осуществляется 1 раз в год): характеристика
семей учащихся по составу, по материальному положению, по образованию
родителей, по социальному статусу.
5.3.6. Участие родителей в соуправлении (участие в работе СоветаШколы,
родительских комитетов).
5.3.7. Участие родителей в организации учебно-воспитательного процесса
(участие в организации и проведении внеклассных мероприятий и т.п.).
5.3.8. Удовлетворенность
родителей
(учащихся)
предоставляемыми
образовательными услугами.
5.3.9. Асоциальные семьи.
5.4. Система мониторинга качества образования может быть представлена
двумя частями базы данных:
 инвариантная часть (набор одинаковых для всех субъектов
образовательного процесса по структуре, составу и методологии расчета
показателей);
 вариативная часть (показатели, отражающие специфику образовательного
процесса по предметам, направлениям воспитательного процесса и
сопутствующих процессов, дающие оценку выполнения отдельных задач,
нововведений и их эффективность.
6.
Оформление и представление результатов внутреннего мониторинга
6.1. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся следующие
документы:
6.1.1. Публичный отчет директора Школы по итогам учебного года
6.1.2. Отчет о результатах самообследования ОУ
6.1.3. Управленческие справки
6.1.4. Сводный отчет по итогам года.
6.1.5. Представление результатов на Интернет-сайте ОУ
6.1.6. Информирование родителей на родительских собраниях.
6.2. Документы доводятся до сведения педагогического коллектива
ОУ, учредителя, родителей, общественности социума Школы
6.3. Результаты мониторинга являются основанием для принятия
административных решений на уровне ОУ.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».