Читательская грамотность. 6 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Николаевская СОШ

РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
МБОУ Николаевской СОШ
_________________
Пугачева Е. И.
Протокол № 1 от
«25» 08 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Николаевской СОШ

__________________

___________________

Пугачева Е. И.
Приказ № 32 от
«28» 08 2023 г.

Галицина Н. Н.
Приказ № 32 от
«28» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Читательская грамотность
для обучающихся 6 классов

Составитель: Соловых И.Ф.
учитель русского
языка и литературы

х. Николаевский 2-й
2023г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по внеурочному курсу «Читательская грамотность» для 6
класса разработана на основе нормативно-методических документов, представленных в
Рабочей программе по Смысловому чтению на ступень основного общего образования,
составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и является авторской.
Программа является актуальной, так как развивает навыки работы с текстом, позволяет
ребенку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной
направленности: математики и истории, физики и биологии, русского языка и литературы,
формирует функциональную грамотность.
Авторская программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» реализует
общеинтеллектуальное направление.
Цель данного курса: развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в
соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся основной школы
Задачи курса Читательская грамотность в 6 классе:
1. Формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом.
2. Познакомить обучающихся с различными видами чтения.
3. Развивать умение использовать различные виды чтения при сборе информации
в определенных ситуациях: при выполнении классных и домашних заданий,
при выпуске газет, участии в конкурсах, филологических чтениях и т.д.
4. Познакомить обучающихся с разными видами текстов.
5. Углубить понятия о тексте.
6. Научить читать и понимать тексты.
7. Развивать читательскую грамотность обучающихся.
8. Обучить вдумчивому и грамотному чтению через проведение анализа текста;
9. Обучить выразительному чтению текста.
10. Вызвать интерес обучающихся к книге как главному источнику знаний.
Программа «Читательская грамотность» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и
предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками
6 класса.
Используются следующие формы занятий: исследовательская, предметная, поисковая,
коммуникативная, проектная, игровая.
Педагогические технологии, используемые в процессе реализации программы:
 РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Приемы критического мышления: «кластер», «чтение с остановками», «инсерт»,
«синквейн», «шесть шляп мышления», «знаю – хочу узнать – узнал», «Фишбоун»,
«РАФТ», «толстые и тонкие вопросы».
 КСО (коллективный способ обучения): организация работы в парах постоянного и
сменного состава
Использование методики «Взаимодиктант», «Взаимная передача темы»,
«Поабзацное изучение текста», «Взаимообмен заданиями»
 Технология проектной и исследовательской деятельности

Планируемые результаты обучения
внеурочного курса «Читательская грамотность » в 6 классе
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в
структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к
школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция
деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память,
творческое воображение, концентрация
внимания, объем словаря.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
В результате изучения раздела обучающийся научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
получит возможность научиться:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
В результате изучения раздела обучающийся научится:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
- проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
получит возможность научиться:
- находить в тексте требуемую информацию
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста.
Работа с текстом: оценка информации
В результате изучения раздела обучающийся научится:
- откликаться на содержание текста;
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- откликаться на форму текста;
получит возможность научиться:
- оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его
исполнения.

Содержание курса внеурочной деятельности для 6 класса
Раздел 1. Умеем ли мы читать? (Приёмы чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей,
с которым связан процесс чтения. (Дидактический материал к занятию 1). Приёмы чтения.
Чтение с остановками. Чтение про себя с вопросами. Синквейн как приём содержания
рефлексии. Составление синквейна.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать
более результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования;
обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата (создание
портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и
анализа информации о результатах работы для портфолио.

Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и
анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять
цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к
пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться чему-либо; чтобы
узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информацию
видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное:
просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).
Раздел 2. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (отлат.
tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение);
углубление понимания на основе практического осмысления его признаков:
выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); отграниченность
(текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких
предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в
отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и
содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая
цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой
действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к
содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая
тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне
смыслового анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий.
Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина
(«Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета («Когда сквозная паутина…») – выявление групп
тематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это
случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмикоинтонационной
организации
текстов.
Подготовка
выразительного
чтения
литературных произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме:
утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск
необходимого материала с помощью приёмов просмотрового (поискового) чтения.
Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы.
Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая
направленность мероприятия.
Раздел 3. С чего начинается текст? (Заглавие и эпиграф)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать
содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный
опыт. Эпиграф. Роль эпиграфа. Прогнозирование содержания читаемого (изучаемого)
текста по заглавию и эпиграфу. Подбор заглавия и эпиграфа.Оформление эпиграфа на
письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник
Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь
к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего
времени», М. Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова
профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие
отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского,
«Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами»
(«Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:

• Географические последствия землетрясений (отражает тему);
• Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
• Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
• Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат);
• Золотые пески Египта (рекламная функция);
• А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);
• Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана
текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может
быть
предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).
Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается
неверным?
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль
заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему
смыслу текста,
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
• содержательный анализ одноготекста, определение темы и главной мысли;
• выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;
• подбор заглавий,
– характеризующих тему;
– характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса, утверждения;
– указывающих на событие, время, действующее лицо;
– заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
– выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
– анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника
литературы) и побор эпиграфа.
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян
Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором
будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам,
данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий
период (УМК по географии, русскому языку).
В работе с текстами используются предтекстовые вопросы и задания:
• Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
• Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?
• Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
• Что вам уже известно по этой теме?
• Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и
подбор эпиграфа.
Раздел 4. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и
выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение,
оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при
определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на
абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная,
параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое
в текстах с разными способами связи. Средства связи.
Примерный вариант таблицы:
Исследовательская задача:
1) спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это,
прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);

2) доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление
последовательности предложений в тексте.
Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.
Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму:
заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в
определённом порядке в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки
зрения типа речи, установление смысловых и грамматических связей предложений.
Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную
мысль, определять микротемы текста.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и
задания:
• Каким типом речи является данный текст? Докажите.
• Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
• Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
• Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
• Объясните деление текста на абзацы?
• Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
• Определите средства связи между … и …предложениями.
• Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?
Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и
обобщения.
Интеллектуальные игры:
«Как говорят пословицы»: изучающее чтение иопределение «сцеплений» мысли
в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с
элементами того и другого).
«Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и
высказываниях (цитаты, крылатые выражения).
«Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй
уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими
смысловыми отношениями.
«Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или
концу, соединение предложений в смысловое единство.
«Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и
маркировка информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие,
пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление
Связи смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».
Раздел 5. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста)
Логико-смысловой анализ учебно-научного и учебно-познавательного стиля,
художественного стиля». Скрытая информация в тексте.
Диалог с текстом. Вопросы к тексту. «Толстые» и «тонкие» вопросы к тексту.
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс
чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в
тексте.
Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй
(сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в
порядке очерёдности отвечают оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте скрытых
вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором,
проверка предположений и т.д.

Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и
составление таблицы «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и
выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие
воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний,
предложений, а также из их монтажа в тексте.
Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и
выявление скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при
знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать
коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного
обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных
единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц.
Анализ текста «День Наума Грамотника».
Раздел 6. Как читать и понимать текст? (Сплошные и несплошные тексты)
Виды текстов. Сплошные и несплошные тексты. Учимся читать и понимать тексты:
понимание содержания сплошного текста; поиск и обработка информации в несплошных
текстах
Анализ текста «Когда слагаемые не равны сумме»
Турнир догадливых:
«О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и
анализ несплошного текста.
«О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём рассказал
путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с несплошными текстами по извлечению
информации.
Комплексный анализ текста «Как можно по-разному рассказать о ландыше»
Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы
Раздел 7. Что помогает понять текст? (План текста)
План текста. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово
или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный,
тезисный. Составление плана текста. Перекодирование информации: пометки, выписки,
цитаты)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения,
перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста,
выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных
формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:
• выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры,
вспомогательную информацию и т.п.);
• выясните значение незнакомых слов, терминов;
• выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
• запишите главную мысль абзаца кратко;
• откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замысломна этапе понимания и преобразования текстовой
информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение

учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам
плана (фактов, ключевых понятий, цитат). Формы записи могут создаваться с
использованием технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?»,
приёма ведения двухчастного дневника).
Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по
определённой теме (предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и
обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать выписки;
предложить варианты использования собранного материала.
Работа с текстами «Большое гнездо», «Судебный поединок». Работа с текстом
«Палочки Непера» с использованием приёма ИНСЕРТ
Раздел 8. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план
текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ
(изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Изложение с
элементами описания, с элементами рассуждения (по характеру текстового материала);
полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по
способу передачи содержания).
Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане.
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного
характера с элементами рассуждения (в качестве исходного
предлагается один из знакомых учащимся текстов).
Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Работа с текстом «Старый друг лучше новых двух»
Раздел 9. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку
учащихся и оценивание их деятельности учителем. Создание Памятки «название
подбирают
учащиеся»
(Внимательному
читателю/Учись
читать/Советы
помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения
стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания.
Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление
рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в
портфолио.
Возможные варианты советов в Памятку: начинайте чтение с выходных данных и
заголовка; ведите диалог с текстом и автором, задавайте вопросы и находите ответы,
давайте свои формулировки ответов; выясняйте, что непонятно; прогнозируйте
содержание; во время чтения маркируйте информацию, делайте выписки, составляйте
таблицы, схемы; составляйте план; пересказывайте текст; выражайте главную мысль
и т.п.
Оформление (индивидуальное) портфолио достижений как результата работы и
самоанализа.
Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»

Тематический планирование
№
п/п
1

Наименование разделов
Раздел 1. Умеем ли
читать? (Приёмы чтения)

мы

Кол-во
часов
5

Виды деятельности учащихся
Заполнение анкеты. Анализ
затруднений и совместное
прогнозирование, как чтение текста
сделать более результативным.
Определение цели занятий на основе
выявленных затруднений и

прогнозирования; обсуждение
возможных результатов и формы
предъявления результата (создание
портфолио-отчёта или портфолио
достижений). Знакомство с
технологией сбора и анализа
информации о результатах работы
для портфолио.
Оформление первой страницы
портфолио (результат работы с
текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания
учащимися, важно ли перед чтением
определять цель чтения книги,
статьи, параграфа учебника и т.д.
(чтобы подготовиться к пересказу;
потому что мне это интересно; чтобы
научиться чему-либо; чтобы узнать...;
чтобы развлечься, получить
удовольствие и т. п.) Восприятие
информацию о видах чтения,
которыми пользуется человек, чтобы
достичь своей цели (выборочное:
просмотровое, поисковое,
ознакомительное, сканирующее,
изучающее)
2

Раздел 2. Что и о чём?
(Углубление понятия о тексте)

2

Обучающий тренинг: сопоставление
текстов на одну тему и выявление
различий.
Анализ темы «осень» и авторского
отношения к теме в стихотворениях А.С.
Пушкина
(«Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета
(«Когда
сквозная
паутина…»)
–
выявление групп
тематических слов; в стихотворении
(«Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина
(«Это
случилось
осенью.»
(отрывок
из
«Станционного
смотрителя»)
–
выявление ритмикоинтонационной организации текстов.
Подготовка выразительного чтения
литературных произведений.
Проект: организация проекта подготовки
к конкурсу чтецов по выбранной теме:
утверждение
темы,
сроков,
выстраивание процесса подготовки,
включающего поиск
необходимого материала с помощью
приёмов просмотрового (поискового)
чтения.
Просмотр ресурсов интернета через
поисковые системы.
Примечание:
Возможны
другие
варианты подборки текстов и другая

направленность мероприятия.

3

Раздел 3. С чего начинается
текст? (Заглавие и эпиграф)

2

Устное сочинение-миниатюра: «Как
я понимаю высказывание Г. Граник
Заголовок – это „входная дверь“
текста». Выявление понимания роли
заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают
заглавия».
Заголовок – краткое выражение
главной мысли, в том числе
ироническое («Любовь
к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте
в белых лебедей» Б. Васильева,
«Герой нашего
времени», М. Лермонтова); заглавиязагадки («Всадник без головы» М.
Рида, «Голова профессора Доуэля»
А. Беляева, «Мёртвые души» Н.
Гоголя); заглавия, выражающие
отношение автора к героям,
событиям («Униженные и
оскорблённые» Ф. Достоевского,
«Отверженные» В. Гюго, «Котворюга» К. Паустовского); заглавия
«с сюрпризами» («Колотый сахар»,
«Корзина с еловыми шишками»,
«Тёплый хлеб» К. Паустовского) и
др.
Турнир догадливых «О чём сообщает
заглавие?» Анализ заглавий текстов:
• Географические последствия
землетрясений (отражает тему);
• Осень – любимое время года
(отражает главную мысль);
• Принципы классификации частей
речи (отражает, как построен текст);
• Умение читать правильно – это
залог успеха на всех уроках
(отражает результат);
• Золотые пески Египта (рекламная
функция);
• А вы верите в НЛО? (обращение к
опыту, знаниям, интересам
читающего);
• Кто самый прожорливый?
(привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование
содержания текста по заглавию,
составление плана
текста, сопоставление прогноза с
содержанием текста (для
прогнозирования может быть
предложен параграф или текст из

учебника по какому-либо предмету).
Проблемный вопрос: зачем
обдумывать заголовок, если
предположение оказывается
неверным?
Умение понимать смысл и
назначение текста, задачу автора,
понимать роль
заглавия и эпиграфа, подбирать
заглавие, соответствующее
содержанию и общему смыслу
текста,
Обучающий тренинг «Как подобрать
заголовок?»:
• содержательный анализ
одноготекста, определение темы и
главной мысли;
• выбор одного из предложенных
заглавий и обоснование своей точки
зрения;
• подбор заглавий,
– характеризующих тему;
– характеризующих главную мысль,
сформулировкой в форме вопроса,
утверждения;
– указывающих на событие, время,
действующее лицо;
– заглавий-загадок, необычных
заглавий и др.;
– выбор заголовка на основе
языковых фрагментов текста;
– анализ пословиц (подготовленная
подборка или из сборников/учебника
литературы) и побор эпиграфа.
Письменное сочинение-миниатюра:
«Как я понимаю высказывание М.
Шагинян
Эпиграф не случаен – он необходим
для автора, как «ключ» для
композитора, в котором
будет звучать произведение».
Выявление понимания роли эпиграфа
в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование
содержания и главной мысли по
эпиграфам,
данным в учебниках по разным
предметам к темам, которые
изучаются в текущий период (УМК
по географии, русскому языку).
В работе с текстами используются
предтекстовые вопросы и задания:
• Как связано заглавие с содержанием

4

Раздел 4. Как построен текст?
(Строение текстов разных
типов речи)

3

изучаемой темы/раздела?
• Как называется параграф учебника?
Каковы ваши предположения о его
содержании?
• Какую роль играет эпиграф к
разделу/теме?
• Что вам уже известно по этой теме?
• Какой материал следует знать /
повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на
перспективу): поиск возможного
названия портфолио и
подбор эпиграфа.
Раздел 4. Как построен текст?
(Строение текстов разных типов
речи)
Умение использовать знания о
типологическом строении текста при
чтении и
выявлении, понимании информации.
Типы речи (повествование, описание,
рассуждение,
оценка действительности) и их
сочетание в текстах. Приём
фотографирования при
определении типа речи. Связь с
композицией текста (деление текста
на абзацы/микротемы). Способы
связи между предложениями
(частями) в тексте: цепная,
параллельная, комбинации способов.
Логика развёртывания информации:
данное и новое в текстах с разными
способами связи. Средства связи.
Примерный вариант таблицы:
Исследовательская задача:
1) спрогнозировать тему занятия по
эпиграфу «Связь предложений в
тексте – это, прежде всего, связь
смыслов» (Л.В. Щерба);
2) доказать справедливость суждения
академика, выполнив задание на
восстановление последовательности
предложений в тексте.
Составление таблицы/опорной
схемы/опорного конспекта по теории
типов речи.
Упражнение на формирование
умения переводить информацию в
другую форму: заменять готовую
таблицу схемой или кластером
(графическое оформление текста в
определённом порядке в виде

«грозди»).
Практикум-исследование «Как
построен текст?»: анализ строения
текста с точки зрения типа речи,
установление смысловых и
грамматических связей предложений.
Тестовая работа по применению
умений работать с информацией и
выделять главную мысль, определять
микротемы текста.
При ознакомительном и изучающем
чтении текстов используются
вопросы и задания:
• Каким типом речи является данный
текст? Докажите.
• Отметьте сочетание типов речи. Как
это связано с композицией?
• Сколько микротем в тексте и как
это связано с типом речи?
• Какова роль первого и последнего
предложений в тексте?
• Объясните деление текста на
абзацы?
• Какой способ связи между
предложениями (частями) в тексте?
• Определите средства связи между
… и …предложениями.
• Почему для связи предложений
используется местоимение, а не
речевой повтор?
Интеллектуальная разминка:
установление оснований для
классификации и
обобщения.
Интеллектуальные игры:
• «Как говорят пословицы»:
изучающее чтение иопределение
«сцеплений» мысли
в пословицах (смысловые части
соединены по сходству, по
противоположности, с
элементами того и другого).
• «Угадай продолжение»: выявление
смысловых связей в пословицах и
высказываниях (цитаты, крылатые
выражения).
• «Собери предложение»: первый
уровень – из «рассыпанных» слов,
второй уровень – из частей, которые
связаны причинно-следственными и
другими смысловыми отношениями.
• «Построй текст»: достраивание
сложных предложений по заданным

5

Раздел 5. Погружение в текст
(Логико-смысловой анализ
текста)

3

началу или концу, соединение
предложений в смысловое единство.
• «Самое оригинальное сравнение»:
придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного
или научно-популярного текста:
выявление и маркировка информации
по смысловому содержанию –
причина, цель, следствие,
пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как
связаны смысл и пунктуация?»:
выявление Связи смысла и
пунктуации в текстах-«путаницах».
Умение задавать вопросы как
мыслительная операция, которая
делает процесс
чтения активным, рефлексивным,
помогает понять логику движения и
развития мысли в
тексте.
Разминка (в парах) «Сочиняем
истории по вопросам»:
придумывание историй
(сказок) по вопросам, которые
задаются поочерёдно друг другу и на
которые так же в
порядке очерёдности отвечают оба
участника.
Практикум «Учимся задавать
вопросы»: приёмы обнаружения в
тексте скрытых
вопросов, прогнозирование ответов
на скрытые вопросы и вопросы,
заданные автором,
проверка предположений и т.д.
Интеллектуальный марафон
«Почемучки»: использование
технологии РКМЧП и
составление таблицы «Кто? Что?
Когда? Где? Почему?» при чтении
текста.
Фиксирование результатов
деятельности в портфолио
Умение осмыслять информацию,
осуществляя мыслительные
операции анализа и
выделения главной и
второстепенной, явной и скрытой
информации; развитие
воображения, умения
прогнозировать. Выявление смыслов

6

Раздел 6. Как читать и
понимать текст? (Сплошные и
несплошные тексты)

8

7

Раздел 7. Что помогает понять
текст? (План текста)

5

из всех слов, словосочетаний,
предложений, а также из их монтажа
в тексте.
Обучающий тренинг «Словам тесно,
а мыслям — просторно»: анализ
текста и
выявление скрытой информации в
тексте.
Игра (командная) «Моментальное
фото»: актуализация фактора
времени при
знакомстве с учебным
(познавательным) текстом, решение
задачи — собрать
коллективными усилиями максимум
информации и установить на этапе
коллективного
обсуждения фиксирование значимых
для данного текста информационных
единиц. Игровой результат действия
команд определяется наличием
именно этих единиц.
Анализ текста «День Наума
Грамотника».
Анализ текста «Когда слагаемые не
равны сумме»
Турнир догадливых:
«О чём рассказал билет на
выставку/концерт/спектакль?»
Ознакомительное чтение и анализ
несплошного текста.
«О чём объявляет объявление?» / «О
чём рассказала реклама?» / «О чём
рассказал путеводитель?» и т.п.:
Аналитическая работа с
несплошными текстами по
извлечению информации.
Комплексный анализ текста «Как
можно по-разному рассказать о
ландыше»
Работа с текстами, содержащими
рисунки, таблицы, диаграммы, схемы
Умение структурировать
информацию во время чтения и после
чтения,
перерабатывать и фиксировать
сжатую информацию в форме плана.
Обучающий тренинг «Как составить
план»: изучающее чтение учебного
текста,
выявление главной мысли в каждом
абзаце, параллельная запись главной
мысли в разных

формах.
Во время чтения и анализа текста
используются притекстовые вопросы
и задания:
• выделите по ходу чтения ключевые
слова, термины, незнакомые слова;
• выделите в тексте определения
понятий (формулировки правил,
примеры,
вспомогательную информацию и
т.п.);
• выясните значение незнакомых
слов, терминов;
• выделите слова, которыми
передаётся главная мысль каждого
абзаца;
• запишите главную мысль абзаца
кратко;
• откорректируйте запись и составьте
план в одной форме (назывной,
вопросный и т.д.)
Умение делать пометки, выписки,
цитировать фрагменты текста в
соответствии с
коммуникативным замысломна этапе
понимания и преобразования
текстовой
информации.
Обучающий тренинг «Кто
записывает, тот читает дважды»:
изучающее чтение
учебного текста, составление и
запись плана, выписки,
соответствующие пунктам плана
(фактов, ключевых понятий, цитат).
Формы записи могут создаваться с
использованием технологий РКМЧП
(таблица «Что? Где? Когда? Где?
Почему?», приёма ведения
двухчастного дневника).
Вариант задания: используя приёмы
просмотрового чтения, отобрать
материал по
определённой теме
(предоставленный учащимся
материал должен быть избыточным и
обязательно включать тексты,
которые не связаны с темой), сделать
выписки; предложить варианты
использования собранного
материала.
Работа с текстами «Большое гнездо»,

8

Раздел 8. Когда текст
прочитан (Обработка и
предъявление информации:
план текста и пересказ)

3

9

Раздел 9. Чему я научился
(Подведение итогов,
оформление портфолио)

3

Итого:

34

«Судебный поединок». Работа с
текстом «Палочки Непера» с
использованием приёма ИНСЕРТ
Использование умения
анализировать композицию текста и
отражать её в плане. Устное
изложение: подготовка устного
сжатого пересказа текста
повествовательного характера с
элементами рассуждения (в качестве
исходного предлагается один из
знакомых учащимся текстов).
Замена/расширение информации
своими аргументами/примерами.
Работа с текстом «Старый друг
лучше новых двух»
Обсуждение в группах и
коллективное (индивидуальное)
составление рекомендаций,
помогающих организовать процесс
чтения. Включение Памятки в
портфолио.
Возможные варианты советов в
Памятку: начинайте чтение с
выходных данных и заголовка;
ведите диалог с текстом и автором,
задавайте вопросы и находите
ответы, давайте свои формулировки
ответов; выясняйте, что непонятно;
прогнозируйте содержание; во время
чтения маркируйте информацию,
делайте выписки, составляйте
таблицы, схемы; составляйте план;
пересказывайте текст; выражайте
главную мысль и т.п.
Оформление (индивидуальное)
портфолио достижений как
результата работы и
самоанализа.
Итоговый контроль: Представление
портфолио «Мои достижения»

Поурочное планирование

№

1

Наименование разделов, тем

Кол-во ЦОР
часов
Раздел 1. Умеем ли мы читать? (Приёмы чтения) 5 ч
Урок
1
введение. Умеем ли мы читать? 1
(http://www.slo
Мониторинг
качества
чтения,

Дата (по
плану)

Дата (по
факту)

анкетирование учащихся

2
3
4
5

6
7

8
9

10
11
12

vari.ru
,http://ru.wikipc
dia.org,
Чтение
3
с остановками
1
http://febweb.rii/feb/slt/a
Чтение
3
про себя с остановками
1
bc)
http://schoolСинквейн
4
как
приём
рефлексии 1
collection.edu.ru
содержания
https://resh.edu
.ru/
http://www.itn.ru
http://www.slov
ari.ru
Раздел 2. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) 2ч
Приёмы
2
чтения

1

Основные
3
признаки текста

1

http://www.slov
ari.ru
https://resh.edu
.ru/
http://www.itn.ru
Раздел 3. С чего начинается текст? (Заглавие и эпиграф) 2ч
Тема
3
и основная мысль в тексте

1

Роль
5
заглавия в тексте

1

http://www.wiki
pedia.ru
Эпиграф.
6
Роль эпиграфа
1
http://www.slov
ari.ru
https://resh.edu
.ru/
http://www.itn.ru
Раздел 4. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) 3ч
Смысловые
7
связи в тексте
1
http://www.slov
ari.ru
Абзац
1
и микротема
1
https://resh.edu
.ru/
Урок-практикум.
8
Тестовая работа по 1
http://www.itприменению
умений
работать
с
n.ru
информацией,
определять
главную
мысль и выделять микротемы текста

13

14
15

Раздел 5. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста) 3ч
Погружение
9
в текст. Анализ текста 1
http://www.wiki
учебно-научного и познавательного
pedia.ru
стиля
https://resh.edu
Скрытая
1
информация в тексте
1
.ru/
http://www.itДиалог
с
текстом.
Составление 1
n.ru
«толстых» и «тонких» вопросов по
тексту

Раздел 6. Как читать и понимать текст? (Сплошные и несплошные тексты) 8ч
Виды
1
текстов. Сплошные и несплошные 1
http://www.wiki
16

тексты

17
18
19

20

21
22

23

24
25
26
27
28

Понимание
1
текста

содержания

сплошного 1

Анализ
1
текста «День Наума
Грамотника»
Поиск
1
и обработка информации в
несплошных текстах. «О чём рассказал
билет на концерт, спектакль, чек из
магазина?»
«О
1
чём
рассказала
реклама?»
Аналитическая работа с несплошным
текстом по извлечению информации
Работа
2
с текстами, содержащими
рисунки, таблицы, схемы, диаграммы
Комплексный
2
Анализ текста «Как
можно
по-разному
рассказать
о
ландыше»
Защита
2
проекта
по
созданию
несплошного текста

1
1

1

1
1

pedia.ru
http://www.itn.ru
http://www.krug
osvet.ru
http://schoolcollection.edu.ru
https://resh.edu
.ru/
http://www.krug
osvet.ru
www.wikipedia.
ru
http://www.rubri
con.ru

1

Раздел 7. Что помогает понять текст? (План текста) 5ч
План
2
текста. Виды плана
1
http://www.wiki
pedia.ru
Составление
2
разных видов плана. Работа 1
http://schoolс текстом «Большое гнездо»
collection.edu.ru
Перекодирование
2
информации: пометки, 1
выписки, цитаты
Урок-практикум.
2
Работа с текстом 1
«Судебный поединок»
Работ
2
с текстом «Палочки Непера» с
1
использованием приёма ИНСЕРТ

https://resh.edu
.ru/
http://katalog.iot
.ru

Раздел 8. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и
пересказ) 3ч
План
1
текста и пересказ
1
http://katalog.iot
29
.ru
30
31

Работа
1
с текстом «Старый друг лучше 1
новых двух»
Составление
2
синквейна по текстам 1
«Вода живая и мёртвая», «В худшем
случае»
Раздел 9. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Создание
3
памятки «Школа чтения»
1
http://www.wiki

32
Контрольное
2
задание по тексту

1

33
34

Защита
2
проекта.
Представление 1
портфолио «Мои достижения»

ИТОГО:

34 часа

pedia.ru
http://www.slov
ari.ru
http://www.krug
osvet.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.rubri
con.ru
https://resh.edu
.ru/
http://katalog.iot
.ru

Формы подведения итогов реализации
1. Участие в школьной научной конференции «Маленькое открытие».
2. Реализация проектной деятельности:
 создание памятки;
 создание портфолио;
 составление синквейна, кластера;
 создание творческих работ;
 защита проекта «Мои достижения».

Список литературы и интернет-ресурсы
1. Гранин Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Когда книга учит – М., 1991
2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя
общеобразоват. учреждений / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – 2-е изд.,
дораб. – М.:Просвещение,2011
3. Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения, Изучающее
чтение // Русский язык в школе. – М., 1998. - № 2
4. Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980
5. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи.
Выразительные средства художественной речи. – М. Русское слово, 2008
6. Детская энциклопедия. Профессия – журналист. – М., 1999, - № 2
7. Нарушевич А.Г.Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! 5 – 11 классы:
учебно- методическое пособие / А.Г. Нарушевич/ Под редакцией Н.А.Сениной.
– Ростов н/Д: Легион, 2013
8. Новые образовательные стандарты. Русский язык. 5-11 классы. Использование
технологии «Коллективный способ обучения» (по Ривину- Дьяченко) / Авт.сост. Г.М.Вялова. – М.:Планета, 2012
9. Цветкова Г.В. Литература 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся. –
Волгоград: Учитель, 2012
10. Ястребцова Е. Н., Быховский Я.С. Intel, Обучение для будущего (при
поддержке Microsoft), - М.: издательство – торговый дом, «Русская Редакция»,
2004
Ресурсы ИКТ
1.
BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской
библиотеки.
2.
Диск «Пушкин Александр Сергеевич. Сказки».
3.
Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь
В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240
000 терминов».
4.
Диск «Сказки великого Х. К. Андерсена».
5.
Диск « Словарь литературоведческих терминов».
6.
Диск «Сказы П.П. Бажова».
7.
Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и
Мефодий. 5 класс».
8.
Диск «Устное народное творчество. Сказки. Предания. Загадки. Пословицы.
Поговорки».

Интернет-ресурсы
1. http://www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
2. http://www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
3. http://www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикой».
4. http://www.slovari.ru Электронные словари.
5. http://www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская
литература и фольклор».
6. http://www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
7. http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам
8. http://school-collection.edu.ru Каталог единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов
9. http://fcior.edu.ru Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального
центра
10. http://katalog.iot.ru Образовательные ресурсы сети Интернет
11. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей
12. http://standart.edu.ru Федеральный государственный образовательный стандарт
13. https://resh.edu.ru/ «Российская электронная школа»

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».