МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области МБОУ Николаевская СОШ РАССМОТРЕНО на заседании методического совета МБОУ Николаевской СОШ _________________ Пугачева Е. И. Протокол № 1 от «25» 08 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________ Пугачева Е. И. Приказ № 32 от «28» 08 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Николаевской СОШ _______________ Галицина Н. Н. Приказ № 32 от «28» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Читательская грамотность для обучающихся 7 классов Составитель: Соловых И.Ф. учитель русского языка и литературы х. Николаевский 2-й 2023г. Пояснительная записка Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана МБОУ ЦО №30, примерных программ внеурочной деятельности основного общего образования. Программа «Читательская грамотность» направлена на развитие общеинтеллектуального воспитания обучающихся на ступени основного общего образования и является неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего образования. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит: − учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным, требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.; − учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом. Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса. Программа курса рассчитана на 34 учебных часа (1 ч в неделю). Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Содержание внеурочной деятельности «Читательская грамотность» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский интерес. Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику курса «Читательская грамотность», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования. Обучающийся научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: -определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию; -выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; -формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; -подбирать аргументы, формулировать выводы; -составлять разные виды планов; -объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте; -сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: − определять назначение разных видов текстов; − ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; − различать темы и подтемы специального текста; − выделять не только главную, но и избыточную информацию; − прогнозировать последовательность изложения идей текста; − сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; − выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; − формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; − понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Обучающийся получит возможность научиться: • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Обучающийся научится: • структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст: − сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; − обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; − делать выводы из сформулированных посылок; − выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Обучающийся получит возможность научиться: • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Работа с текстом: оценка информации Обучающийся научится: • откликаться на содержание текста: − связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; − оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; − находить доводы в защиту своей точки зрения; • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Обучающийся получит возможность научиться: • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Содержание курса внеурочной деятельности «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»-12ч Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»- 14ч Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). «Работа с текстом: оценка информации» - 8ч Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 Наименование разделов Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» «Работа с текстом: оценка информации» Итого Колво часов 12 14 8 34 Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Наименование разделов и тем Плановые сроки Скорректированные прохождения сроки прохождения Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (12 ч) Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официальноделовой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (14 ч) Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу Составление схем с опорой на прочитанный текст. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). «Работа с текстом: оценка информации» (8 ч) Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном. Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте. Недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Список литературы и интернет-ресурсы 1. Гранин Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Когда книга учит – М., 1991 2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя общеобразоват. учреждений / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение,2011 3. Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения, Изучающее чтение // Русский язык в школе. – М., 1998. - № 2 4. Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980 5. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. – М. Русское слово, 2008 6. Детская энциклопедия. Профессия – журналист. – М., 1999, - № 2 7. Нарушевич А.Г.Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! 5 – 11 классы: учебно- методическое пособие / А.Г. Нарушевич/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013 8. Новые образовательные стандарты. Русский язык. 5-11 классы. Использование технологии «Коллективный способ обучения» (по Ривину- Дьяченко) / Авт.сост. Г.М.Вялова. – М.:Планета, 2012 9. Цветкова Г.В. Литература 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2012 10. Ястребцова Е. Н., Быховский Я.С. Intel, Обучение для будущего (при поддержке Microsoft), - М.: издательство – торговый дом, «Русская Редакция», 2004 Ресурсы ИКТ 1. BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки. 2. Диск «Пушкин Александр Сергеевич. Сказки». 3. Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов». 4. Диск «Сказки великого Х. К. Андерсена». 5. Диск « Словарь литературоведческих терминов». 6. Диск «Сказы П.П. Бажова». 7. Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий. 5 класс». 8. Диск «Устное народное творчество. Сказки. Предания. Загадки. Пословицы. Поговорки». Интернет-ресурсы http://www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия». http://www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет». http://www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикой». http://www.slovari.ru Электронные словари. http://www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». 6. http://www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия. 7. http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам 8. http://school-collection.edu.ru Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов 1. 2. 3. 4. 5. 9. http://fcior.edu.ru Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра 10. http://katalog.iot.ru Образовательные ресурсы сети Интернет 11. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей 12. http://standart.edu.ru Федеральный государственный образовательный стандарт 13. https://resh.edu.ru/ «Российская электронная школа»