Читательская грамотность. 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Николаевская СОШ

РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
МБОУ Николаевской СОШ
_________________
Пугачева Е. И.
Протокол № 1 от
«25» 08 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
________________
Пугачева Е. И.
Приказ № 32 от
«28» 08 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Николаевской СОШ
_______________
Галицина Н.
Н.
Приказ № 32 от
«28» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Читательская грамотность
для обучающихся 7 классов

Составитель: Соловых И.Ф.
учитель русского
языка и литературы

х. Николаевский 2-й
2023г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, учебного плана МБОУ ЦО №30, примерных программ
внеурочной деятельности основного общего образования.
Программа «Читательская грамотность» направлена на развитие
общеинтеллектуального воспитания обучающихся на ступени основного общего
образования и является неотъемлемой частью Основной образовательной программы
основного общего образования.
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с
огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь
элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение,
использование и применение информации в максимально рациональной форме.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
ставит:
− учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка
самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата
использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения
рассуждений, соотнесения с известным, требующие от учащихся более глубокого
понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения,
создания или исследования новой информации, преобразования известной информации,
представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
− учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка
коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с
заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.
Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса.
Программа курса рассчитана на 34 учебных часа (1 ч в неделю).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание внеурочной деятельности «Читательская грамотность» обеспечивает
реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются:

готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в
повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в
различной форме;

способность характеризовать собственные знания и умения по предметам,
формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических
задач могут быть им успешно решены;

познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются:

способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения
информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные
отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой
информации, определять логику решения практической и учебной задач;

умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков
(символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Учитывая специфику курса «Читательская грамотность», предметные результаты его
изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени
основного общего образования.
Обучающийся научится:

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
-определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую
позицию;
-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-подбирать аргументы, формулировать выводы;
-составлять разные виды планов;
-объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять
его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие
полного и критического понимания текста:
− определять назначение разных видов текстов;
− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
− различать темы и подтемы специального текста;
− выделять не только главную, но и избыточную информацию;
− прогнозировать последовательность изложения идей текста;
− сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной
теме;
− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
− формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
• структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного
характера;
− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
− делать выводы из сформулированных посылок;
− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных
языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
• откликаться на содержание текста:
− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников;
− оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о
мире;
− находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его
форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой
информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
•
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для
обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения
о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Обучающийся получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»-12ч
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.
Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль,
художественный стиль,
официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей
речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые
средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения
читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных
сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их
последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте.
Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план
текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в
неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные
признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления
информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения:
ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью
чтения. Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска
нужной информации.
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»- 14ч
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию
текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей,

не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных
частях текста информации. Составление на основании текста небольшого
монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.
Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации,
полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный
текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции
из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные
шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов:
выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших
собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же
информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному
действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
«Работа с текстом: оценка информации» - 8ч
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность
информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения
недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление
различных точек зрения на информацию.
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3

Наименование разделов
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
«Работа с текстом: оценка информации»
Итого

Колво
часов
12
14
8
34

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

1
2
3

4
5
6

7
8
9
10

11

12

13
14
15
16
17

18

19

Наименование разделов и тем

Плановые сроки
Скорректированные
прохождения
сроки прохождения
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (12 ч)
Восприятие на слух и понимание
различных видов сообщений.
Типология текстов. Речевая ситуация.
Функционально-стилевая дифференциация
текстов (разговорный стиль,
художественный стиль, официальноделовой стиль, научный стиль).
Языковые особенности разных стилей
речи. Жанр текста.
Понимание текста с опорой на тип, стиль,
жанр, структуру и языковые средства.
Осознанное чтение текстов с целью
удовлетворения интереса, приобретения
читательского опыта, освоения и
использования информации.
Текст, тема текста, основная мысль, идея.
Авторская позиция.
Способы связи предложений в тексте.
Средства связи предложений в тексте.
Смысловые части текста, микротема,
абзац, план текста.
Простой, сложный, тезисный план.
Понимание информации, представленной в
неявном виде.
Разные способы представления
информации: словесно, в виде символа,
таблицы, схемы, знака.
Использование формальных элементов
текста (подзаголовки, сноски) для поиска
нужной информации.
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (14 ч)
Подробный и сжатый пересказ (устный и
письменный).
Вопросы по содержанию текста.
Формулирование выводов, основанных на
содержании текста.
Аргументы, подтверждающие вывод.
Соотнесение фактов с общей идеей текста,
установление связей, не показанных в
тексте напрямую.
Составление на основании текста
небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на
поставленный вопрос.
Преобразование (дополнение) информации
из сплошного текста в таблицу.

20

21
22
23

24

25

26

27
28
29
30
31
32
33

34

Преобразование таблицы в связный текст,
информации, полученной из схемы, в
текстовую задачу
Составление схем с опорой на
прочитанный текст.
Составление схем с опорой на
прочитанный текст.
Формирование списка используемой
литературы и других информационных
источников.
Создание собственных письменных
материалов на основе прочитанных
текстов: выписки из прочитанных текстов
с учётом цели их дальнейшего
использования, небольшие письменные
аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.
Создание небольших письменных текстов
по предложенной теме, представление
одной и той же информации разными
способами, составление инструкции к
выполненному действию.
Выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию).
«Работа с текстом: оценка информации» (8 ч)
Оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста.
Выражение собственного мнения о
прочитанном.
Выражение собственного мнения о
прочитанном и его аргументация.
Достоверность и недостоверность
информации в тексте.
Недостающая или избыточная
информация.
Пути восполнения недостающей информации.
Участие в учебном диалоге при
обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с
собственной точкой зрения.

Список литературы и интернет-ресурсы
1. Гранин Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Когда книга учит – М., 1991
2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя
общеобразоват. учреждений / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – 2-е изд.,
дораб. – М.:Просвещение,2011
3. Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения, Изучающее
чтение // Русский язык в школе. – М., 1998. - № 2
4. Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980
5. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи.
Выразительные средства художественной речи. – М. Русское слово, 2008
6. Детская энциклопедия. Профессия – журналист. – М., 1999, - № 2
7. Нарушевич А.Г.Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! 5 – 11 классы:
учебно- методическое пособие / А.Г. Нарушевич/ Под редакцией Н.А.Сениной.
– Ростов н/Д: Легион, 2013
8. Новые образовательные стандарты. Русский язык. 5-11 классы. Использование
технологии «Коллективный способ обучения» (по Ривину- Дьяченко) / Авт.сост. Г.М.Вялова. – М.:Планета, 2012
9. Цветкова Г.В. Литература 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся. –
Волгоград: Учитель, 2012
10. Ястребцова Е. Н., Быховский Я.С. Intel, Обучение для будущего (при
поддержке Microsoft), - М.: издательство – торговый дом, «Русская Редакция»,
2004
Ресурсы ИКТ
1.
BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской
библиотеки.
2.
Диск «Пушкин Александр Сергеевич. Сказки».
3.
Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь
В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240
000 терминов».
4.
Диск «Сказки великого Х. К. Андерсена».
5.
Диск « Словарь литературоведческих терминов».
6.
Диск «Сказы П.П. Бажова».
7.
Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и
Мефодий. 5 класс».
8.
Диск «Устное народное творчество. Сказки. Предания. Загадки. Пословицы.
Поговорки».
Интернет-ресурсы
http://www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
http://www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикой».
http://www.slovari.ru Электронные словари.
http://www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская
литература и фольклор».
6. http://www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
7. http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам
8. http://school-collection.edu.ru
Каталог
единой
коллекции
цифровых
образовательных ресурсов
1.
2.
3.
4.
5.

9. http://fcior.edu.ru Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального
центра
10. http://katalog.iot.ru Образовательные ресурсы сети Интернет
11. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей
12. http://standart.edu.ru Федеральный государственный образовательный стандарт
13. https://resh.edu.ru/ «Российская электронная школа»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».