_Доноведение_ 1-4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Николаевская средняя общеобразовательная школа
Пролетарского района Ростовской области
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического совета МБОУ
Николаевской СОШ

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ Николаевской СОШ

________________________

________________________

________________________

Пугачева Е.И.

Пугачева Е.И. . от «28» 08 2023↵ г.
Протокол № 1 от «25» 08 2023 г.

Галицина Н.Н.
Приказ №32 от «28» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Доноведение»
Уровень общего образования (класс)
начальное общее образование 1,2,3,4 классы
Количество часов 1 класс – 32 час, 2 класс – 33 часа, 3,4 классы – 32 часа.
Учитель Жаботинская Т.Н.
Программа разработана на основе:
Авторской программы курса «Доноведение». 1-4 классы. Авторы: канд. пед. наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.
Бакрева, И.Ю.Величко, М.М. Вюнникова, Е.А. Добреля, Е.А.Зыбина, О.А. Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.
Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко, изд. БАРА, 2018 г.

2023-2024 учебный год

Раздел I. «Пояснительная записка»
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Авторской программы курса «Доноведение». 1-4 классы. Авторы: канд. пед. наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н. Бакрева, И.Ю.Величко, М.М. Вюнникова,
Е.А. Добреля, Е.А.Зыбина, О.А. Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А. Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко, изд. БАРА, 2018 г.
3. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, рабочей программе курсов внеурочной деятельности МБОУ Мокро-Ельмутянской
ООШ.
4. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ.
На курс «Доноведение» отводится 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 часа, в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Мокро-Ельмутянской
ООШ рабочая программа по данному курсу рассчитана на 1 класс – 32 часа, 2 класс – 33 часа, 3,4 класс – 32 часа, поэтому происходит уплотнение рабочего
материала.
Во 2 классе на 1 час. Это происходит за счет объединения занятий в разделе:
 «Жизнь на Дону» с 3 часов до 2 часов (занятия «Вместе дружная семья» и «Обобщающий урок» из 2 занятий в 1 занятие).
Таким образом, рабочая программа по данному курсу рассчитана на 33 часа.
В 3,4 классе на 2 часа. Это происходит за счет объединения занятий в разделе:
 «Жизнь на Дону» с 12 часов до 10 часов (занятия «Казачья семья» и «Жилище казака» из 2 занятий в 1 занятие; занятия «Пасха, Вербное воскресенье» и
«Троица» из 2 занятий в 1 занятие).
Таким образом, рабочая программа по данному курсу рассчитана на 32 часа.

-

Раздел II. «Результаты освоения курса»
В процессе изучения курса «Доноведение» обучающиеся должны:
иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края;
знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
2

-

важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (хутора);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
научатся:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:
анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы
родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других
людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию обучающимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и
проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи
жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по
общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

3

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного
края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (хуторе) на основе бесед школьников с
родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Раздел III. «Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности»
Содержание курса 1,2 класс.
Введение (1 ч)
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.
Я и окружающий мир (5 ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы. Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила
противопожарной безопасности. Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (22 ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка
(травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью. Зима на Дону. Зимние месяцы.
Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок. Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь
животных весной. Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.
Человек и природа (3 ч)
Занятия людей Донского края в разные времена года. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (2 ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (зимние обряды). Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения хутора, района.
Экскурсии
В школьный двор; по родному хутору: «Родной хутор», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма», «Дорога от дома до школы», «День
освобождения» (экскурсия к памятнику).
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы». Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края».
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье».
Проекты «Моё генеалогическое древо». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы - Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы».
Содержание курса 3,4 класс.
Я и окружающий мир (5 ч)
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи
Ростовской области. Города Ростовской области. История хутора: достопримечательности. Знакомство с известными людьми. Моя семья. Родословная.
4

Природа Донского края (12 ч)
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных
изменений в крае. Климат, погода. Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края. Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон,
Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема
водоёма. Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы. Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае.
Бережное использование природных богатств. Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Природные экосистемы Донского края (лес, луг,
поле). Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
Человек и природа (4 ч)
Профессия – метеоролог. Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством
(общее представление о 3-4 профессиях).
Жизнь на Дону (11 ч)
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город. Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков
(жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону Обычаи, летние обряды и
праздники на Дону.
Экскурсии
«Родной город (село)»; «Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу».
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края». Исследовательская деятельность по проблемам: «Мир природного сообщества
родного края», «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле». Проекты: «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок).
Виды и формы учебной деятельности
Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности обучающихся:
 парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений –
взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
 групповая работа в малых группах
 командные игры, когда класс делится на две команды.
 при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (хутору) и в музеи. На них ученики
знакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами
классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей,
способствует формированию содержательных обобщений и понятий.

Раздел IV. «Тематическое планирование»
Количество часов по темам распределено следующим образом:
№

Тема

Количество часов
5

п\п

по плану

фактически

1
5
22
3
3
34

1
5
22
3
2
33

5
12
4
13
34

5
12
4
11
32

1,2 класс
1.
2.
3.
4.
5.

Введение
Я и окружающий мир
Природа Донского края
Человек и природа
Жизнь на Дону
Итого:
3,4 класс

1.
2.
3.
4.

Я и окружающий мир
Природа Донского края
Человек и природа
Жизнь на Дону
Итого:

Раздел V. «Календарно-тематическое планирование»
1,2 класс
Раздел

№
п/п

Тема урока

Количест
во часов

Введение
(1 ч)

1.

Вводный урок. Мы теперь не просто дети.

1

Я
и
окружающ
ий мир
(5 ч)

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

С чего начинается Родина…
Школа – светлая гавань детства.
Дорога от дома до школы (экскурсия).
Мои имя, фамилия, отчество…
Что ты знаешь о роде своём…
Осень. Осенние месяцы.
Экскурсия. Осенние изменения в природе.
Растения осенью.
Листья жёлтые летят..
Занятия людей осенью.
Что растёт на огороде и в саду?

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Природа
Донского
края (22 ч)

Дата

Использование
оборудования Точка
роста

6

Человек и
природа
(3 ч)
Жизнь на
Дону
(2 ч)

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Что растёт в поле?
Жизнь животных осенью.
Осень в моём краю.
Экскурсия. Зимняя сказка.
Зимние изменения в природе.
Жизнь животных зимой.
Занятия людей зимой.
Весна. Весенние месяцы.
Экскурсия. Весенние изменения в природе.
Растения весной.
Жизнь животных весной.
Занятия людей весной.
Летние изменения в природе.
Растения летом.
Животный мир Ростовской области.
Родные просторы (экскурсия).
Что растёт у водоёма?
Жизнь животных летом.
Занятия людей летом.
День освобождения!
Вместе дружная семья. Обобщающий урок.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3,4 класс
Раздел

Я
и
окружающ
ий мир (5
ч)

№
п/п
1.
2.
3.
4.

Тема урока
Край, в котором я живу.
О городах и станицах родного края.
О городах и станицах родного края
С днём рождения, родной хутор.

Количест
во часов

Дата

Использование
оборудования Точка
роста

1
1
1
1
7

Природа
Донского
края (12 ч)

Человек и
природа (4
ч)

Жизнь на
Дону (11 ч)

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

С днём рождения, родной хутор.
У природы нет плохой погоды.
У природы нет плохой погоды.
Живая вода.
Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края.
Растения и животные водоёмов.
Растения и животные водоёмов.
Природная поверхность нашего края.
Из недр Донской земли.
Почвы родного края.
Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи.
Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи.
Природные экосистемы луга.
Донская земля – житница России.
Сельское хозяйство на Дону: земледелие.
Казачьи посиделки.
Сельское хозяйство на Дону: животноводство.
Тайны Донской земли.
Танаис – древний город.
Дикое поле. Донской край – казачий край.
Первые казачьи городки.
Казачья семья. Жилище казака.
История вещей. Одежда. Посуда.
Славен Дон!
Сретение. Сороки.
Пасха, Вербное воскресенье. Троица.
Охранять природу – значит охранять Родину.
Итоговое занятие.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

+

+
+

+

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________ Пугачева Е.И.
25 августа 2023 года

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».