5-6 класс ОДНКНР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании↵
методического совета
↵ МБОУ Николаевской
СОШ

Заместитель директора по
УВР

Директор МБОУ
Николаевской СОШ

_Пугачева Е. И.

Галицина Н. Н.
Приказ №32 от «28»
августа 2023 г.

Пугачева Е. И.
Протокол №1 от «25»
августа 2023 г.

от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по курсу
"Основы духовно-нравственной культуры народов России»
«Основы православной культуры»
Уровень общего образования (класс):
Базовый. Основное общее образование, 5,6 классы

Количество часов: по 34 час.
Учитель Никитина Надежда Сергеевна

2023 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ОДНКНР составлена на основании следующих нормативно –
правовых документов:
- Федеральный закон об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (в ред. приказа Минобрнауки
России от 31.12.2015 №1577) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2016 г. N 08-1803 « О
рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего
образования»
-Положения о рабочей программе МБОУ Николаевской СОШ
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ
Николаевская СОШ.
-Учебного плана МБОУ Николаевская СОШ на 2023-2024 учебный год
-Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательные программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»
-Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О Внесении изменений в
федеральный перечнь учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденных приказом
Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. « 345
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2016 г. N 08-1803 « О
рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего
образования»
-Авторской программы «Основы духовно- нравственной культуры народов России.
Основы православной культуры» (составитель И.В. Метлик), 2013;
-Учебника
протоиерея
Виктора
Дорофеева,
диакона
Ильи
Кокина,
О.Л.Янушкявичене, Ю.С. Васечко «Основы православной культуры», учебник для 6
класса общеобразовательных организаций - М., «Русское слово», 2019

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том,
чтобы
помочь
воспитаннику
российской
школы
вырасти
человеком
высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным,
почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою
Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и
благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и
убеждений.
2

Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное
воспитание обучающихся на основе:
– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный»;
– привития почтительного отношения к Государственным символам России;
– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории;
– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным
местам великих сражений;
– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси, национальных
героев, великих святых Русской Православной;
–– усвоения основных духовно-нравственных принципов;
– усвоения основных духовно-нравственных понятий;
– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям,
попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе,
всем окружающим людям;
– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных
культур, другого мировоззрения.
Данная программа рассчитана на 34 часа.
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Николаевской СОШ на
2023-2024 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2023-2024
учебном году (.), расписанием учебных занятий МБОУ Николаевской СОШ в
условиях пятидневной рабочей недели данная программа по предмету «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» в 5,6 классе в 2023-24 учебном
году будет реализована в объёме 34 часов.

Раздел I. Планируемые результаты освоения курса «Основы духовнонравственной культуры народов России»
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного
общего образования содержание данного предмета должно определять достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной
образовательной программы.
1.Результаты освоения рабочей программы.
Требования к подготовке по предмету в полном объеме совпадают с
требованиями ФГОС и примерной программой по предмету. Курс «Основы
православной культуры» направлен на достижение обучающимися личностных,
метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных
результатов.
В соответствии с требованиями ФГОС воспитательный результат освоения
курса подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил
школьник вследствие участия в той или иной деятельности».
Личностными результатами изучения основ православной культуры
является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств,
3

индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и
доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность
прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность,
общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное
отношение к культуре всех народов, толерантность, уважительное отношение к
своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения основ православной культуры
является освоение универсальных способов деятельности, применимых как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять
учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и
применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный
поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять
самооценку результата).
Предметными результатами изучения основ православной культуры
являются доступные по возрасту начальные сведения о соответствующей религии, её
истории, традициях, нравственных ценностях, выдающихся представителях.
Освоение обучающимися российской культуры как целостного, самобытного
феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и
исторического, национально-государственного, духовного единства российской
жизни; знания, понимания и принятия личностью ценностей: Отечество, семья,
религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России.
Получат элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Предметные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» по итогам 5-6 класса.
Учащиеся будут знать:






церковно-славянскую азбуку;
библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры;
религиозную живопись;
жития святых;
христианские добродетели;

Учащиеся будут уметь:
 толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных
традиций;
 видеть в Отечестве, семье, религии — основы традиционной культуры
многонационального народа России;
 описывать различные явления православной духовной традиции и культуры;
 излагать своё мнение о значении православной культуры в жизни людей, общества;
 анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные нормы поведения,
сопоставляя их с нормами религиозной культуры;
 быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других
людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;
4

 сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 бережно относиться к материальным и духовным ценностям;
Выпускник научится:
- выделять этапы становления и развития народов России, их духовно-нравственных
и культурно-религиозных традиций;
- использовать этнографическую, лингвистическую, конфессиональную карты как
источники информации о территории, народах, этно-языковых группах, религиях
России, о направлениях миграционных потоков внутри Российской федерации;
- проводить поиск информации о культуре, истории, религии, фольклоре народов
России в разных источниках (письменные, вещественные, телевидение, интернет);
- составлять описание образа жизни, культуры, духовно-нравственных традиций,
менталитетов, занятий, быта, языков, истории народов России; рассказывать о
значительных событиях в их прошлом и настоящем;
- раскрывать понятия: традиции, личность, мировоззрение, нравственность,
менталитет, традиционные религии; выявлять главные характеристики этих понятий;
- сравнивать менталитеты народов России, выявлять их различия и сходства;
- объяснять причины и следствия ключевых явлений в духовно-нравственной
культуре народов России;
- давать оценку событиям, явлениям и личностям отечественной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику традиций, религий, менталитетов,
ценностей народов России;
- сравнивать свидетельства различных источников, выявлять в них общее и различия;
- составлять на основе полученной на уроке информации и дополнительной
литературы описания событий, явлений, имен, памятников, традиций духовнонравственной культуры народов России.
Система оценки планируемых результатов.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность,
осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность
использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает
учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к
организации работы
Оценивание результатов по основам духовно-нравственной культуры народов
России учащихся 6 классе будет производиться посредством следующих видов
контроля: самостоятельных работ и тестов. В ходе изучения предмета предусмотрена
проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов
на основе изученного материала.
Тематику проектов предлагает учитель либо выбирают сами школьники после
изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от
5

сложности темы творческие задания (творческие
индивидуальный или коллективный характер.

проекты)

могут

носить

Примерные темы творческих работ:
1.

Темы сочинений:
«Как я понимаю православие».
«Значение религии в жизни человека и общества».
«Православный храм как произведение архитектуры».
«Экскурсия в православный храм».
«Православные святыни».
«Шедевры православной культуры».
«Православные праздники».
«Крещение Руси как начало великой русской культуры».
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической
проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям».
«Мое отношение к России».
«С чего начинается Родина».
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества».
«Мой дедушка – защитник Родины».
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий».
2. Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь.
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Православные традиции русской семьи
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей
Александра Невского, Дмитрия Донского или других).
«Милосердные дела и героические поступки христиан».
«Величественные храмы».
«Прекрасные иконы».
«Молитвы христиан» о себе и других.
«Что такое этика»?
«Как я понимаю золотое правило этики?»
«Возможен ли подвиг в мирное время»?
«Как я понимаю православие».

Раздел II. Содержание курса «Основы
культуры народов России»
5 класс

духовно-нравственной

Раздел 1. Кто ты, человек?
(10 ч)
Тема 1. Как произошёл наш мир Введение в предмет «Основы православной
культуры». Теории происхождения Вселенной. Библейское повествование о творении
6

мира. Значение библейского описания дней творения.
Основные термины и понятия: теория эволюции, теория «большого взрыва», теория
творения мира Богом (креационизм), дни творения.
Тема 2. Сотворение человека Статус человека в представлении Библии. Сотворение
первого человека (Адама) по образу и подобию Бога. Сотворение жены. Первая
заповедь Бога человеку. Искушение Адама и Евы дьяволом. Последствия
грехопадения.
Основные термины и понятия: дерево познания добра и зла, грехопадение.
Тема 3. Бессмертная душа Понимание бессмертия в разных культурах. Бессмертие в
христианстве. Посмертная участь человека. Отличие человека от животного. Человек
– духовное существо.
Основные термины и понятия: бессмертие, душа, духовность.
Тема 4. Свобода воли. Добро и зло Причина существования зла на земле. Добро и
зло. Нравственный выбор. Свобода как свойство любви. Грех как «непопадание в
цель».
Основные термины и понятия: добро, зло, грех, свобода воли.
Тема 5. Творчество Бога и человека Христианское понимание Бога как Творца.
Задача творчества человека – преображение мира. Виды творчества человека.
Творчество и антитворчество. Признаки творчества «от Бога». Икона «Троица»
Андрея Рублёва как пример истинного творчества.
Основные термины и понятия: творчество, молитва, антитворчество.
Тема 6. Обязанности человека по отношению к миру Задача человека –
сохранение мира. Современные экологические проблемы. Ответственность за мир.
Необходимое условие для изменения мира в лучшую сторону.
Основные термины и понятия: экология.
Тема 7. Труд Необходимость труда. Смысл труда человека до грехопадения.
Изменение цели труда после грехопадения. Понимание и цель труда в христианскую
эпоху.
Основные термины и понятия: труд.
Тема 8. Вред для души. Совесть Понятие греха как вреда для души. Совесть – голос
сердца. Совесть в сказке В. Гауфа «Холодное сердце». Причины «окаменения»
сердца.
Основные термины и понятия: грех, совесть, свобода воли.
Тема 9. Спасение Понятие спасения по представлениям христиан. Последствия
грехопадения – разделение людей. Устранение разделения: христианское учение,
проповедующее любовь к врагам.
Основные термины и понятия: спасение, Небесное царство.
Тема 10. Цель христианской жизни Цель жизни христианина – стяжание благодати
Святого Духа. Серафим Саровский. Смысл термина «обожение». Дела благочестия.
Молитва – мать всех добродетелей.
Основные термины и понятия: стяжание благодати Святого Духа, обожение,
молитва.
Раздел 2. Духовный мир
(2 ч)
Тема 11. Небесные силы Мир духовный. Ангелы – бестелесные духи. Ангельские
чины, свойства ангелов. Помощь ангелов людям. Падение Денницы. Силы Света и
7

силы Тьмы.
Основные термины и понятия: ангельские чины, Небесные силы, тёмные силы.
Тема 12. Кто сильнее? Ангел-хранитель Смысл чина отречения в таинстве
Крещения. Ангел-хранитель. Помощь ангела- хранителя людям. Причины, по
которым ангелы-хранители не оказывают помощь.
Основные термины и понятия: ангел-хранитель, чин отречения.
Раздел 3. Дорога в небо
(5 ч)
Тема 13. Основы православной веры Принципы, по которым христиане стараются
строить свою жизнь. Значимость знаний о Боге. Символ веры. Смысл избранных
положений Символа веры.
Основные термины и понятия: Символ веры.
Тема 14. Как найти «дорогу в небо»? Суть данных Богом заповедей.
Необходимость подвига в жизни каждого человека. Смысл поста, его главная
сторона.
Основные термины и понятия: заповеди, подвиг, пост.
Тема 15. Молитва. Невидимая борьба Необходимость заботы о душе. Слово в
жизни человека. Нецензурная брань, её действие на человека. Молитвенное правило
христиан. Виды молитвы. Средства, позволяющие преуспеть в молитве.
Основные термины и понятия: молитва, «невидимая брань» .
Тема 16. Монашество. Монастыри Причины появления монашества. Монахи –
люди, посвятившие свою жизнь служению Богу. Основа жизни монахов – радость
общения с Богом. Устроение монастырей. Монастырский распорядок жизни.
Монашеские обеты. Российские монастыри.
Основные термины и понятия: монашество, монастыри, лавра, монашеские обеты,
послушник, постриженник.
Тема 17. На высотах духа Необходимое условие достижения полноты любви.
Причина решимости христианских подвижников нести подвиг в трудных жизненных
условиях. Духовные дары подвижников. Старцы. Оптина Пустынь и её старцы.
Современные подвижники.
Основные термины и понятия: подвижники, старцы.
Раздел 4. Путь от рождения до вечности
(3 ч)
Тема 18. Начало. Мои наставники Последствия первородного греха. Смысл
таинства Крещения. Восприемники. Именины или День ангела. Правила определения
дня именин. Традиции, связанные с празднованием Дня ангела. Духовное
руководство.
Основные термины и понятия: таинство Крещения, крёстные родители, именины,
духовник.
Тема 19. Середина пути. Устроение жизни христианина Необходимость
приложения усилий для достижения духовного совершенства. Последствия
неумеренной привязанности к удовольствиям. Распорядок жизни православного
христианина. Два жизненных пути: монашество и семейная жизнь. Необходимое
условие создания хорошей семьи. Любовь – главное средство свидетельствования о
христианстве перед людьми.
Основные термины и понятия: монашество, семья.
8

Тема 20. На пороге вечности. Отношение православных христиан к смерти
Отношения к смерти неверующих и верующих людей. Представление христиан о
загробном мире. Духовные средства помощи умершим людям.
Основные термины и понятия: смерть, загробный мир, молитва за умерших.
Раздел 5. Не от мира сего
(12 ч)
Тема 21. Чем отличаются христиане от других людей? Отличия православных
христиан от других людей. Проявление любви в повседневной жизни.
Основные термины и понятия: христианская любовь.
Тема 22. В деньгах ли счастье? Разные варианты понимания термина «хорошая
жизнь» в современном мире. Соотношение количества материальных благ и личного
счастья. Отношение христиан к богатству. Определение христианами меры личного
материального имущества.
Основные термины и понятия: материальные блага, богатство.
Тема 23. Гордость житейская Христианское понимание гордости. Проявление
гордости у человека. Правила, помогающие уберечься от гордыни. Компьютерные
игры как причина возрастания гордости.
Основные термины и понятия: гордость, смирение.
Тема 24. Отношение к испытаниям и страданиям. Защита Отечества
Христианское понимание причин существующих в мире страданий. Три способа
достижения духовного совершенства. Взгляд православных людей на личные скорби
и болезни. Страдание ради других людей. Защита Отечества – исполнение главной
заповеди о любви.
Основные термины и понятия: страдания, духовное совершенство, воинский долг.
Тема 25. Спасение от одиночества Необходимые условия для настоящей дружбы.
Особенности общения в молодёжных субкультурах (хиппи, эмо, готы). Причины
одиночества. Способы преодоления одиночества. Настоящее единство с другими
людьми.
Основные термины и понятия: единство, одиночество, дружба, любовь к ближнему.
Тема 26. Любовь настоящая и выдуманная Святые супруги Пётр и Феврония
Муромские – пример любви и верности. Влюбленность и любовь. Современные
представления о любви и христианство.
Основные термины и понятия: любовь, влюбленность.

6 класс
Тема 1. Путь жизни
Нравственный выбор в жизни человека. Путь жизни и путь смерти. Поиски
потерянного рая. Святость. Основные понятия и термины: путь жизни, святость.
Тема 2. От Адама до Авраама: вера и доверие Сущность понятия вера.
Вера Адама и Евы. Вера как доверие Богу: истории жизни Ноя и Авраама. Основные
понятия и термины: вера. Основные персоналии: Адам, Ева, Ной, Авраам.
Тема 3. Пророк Моисей: урок смирения
9

Детство Моисея. Становление пророка. Путешествие в землю обетованную. Десять
заповедей. Основные понятия и термины: пророк, смирение, заповеди. Основные
персоналии: пророк Моисей.
Тема 4. Судьи, цари и пророки: сила Моя в немощи совершается
Ветхозаветные герои: источник силы и героизма. Судья Гедеон. История Самсона.
Царь Давид: приход к власти. Покаяние псалмопевца (царя Давида). Основные
понятия и термины: герой, пророк, ветхозаветные судьи и цари, покаяние. Основные
персоналии: Гедеон, Самсон, царь Давид.
Тема 5. Спаситель: ранами Его мы исцелились
В ожидании Спасителя: пророчества о Христе. Первородный грех. Новый Адам.
Искушение Иисуса Христа. Смысл Тайной вечери и смерти Иисуса Христа.
Основные понятия и термины: первородный грех, искушение, Тайная вечеря.
Основные персоналии: Иисус Христос, Адам, пророк Исайя.
Тема 6. Заповеди блаженства: грех и покаяние
Новый завет: заповеди блаженства. Различие ветхо- и новозаветных заповедей.
Первые две заповеди: чистота сердца, смирение, покаяние. Притча о блудном сыне.
История мытаря Закхея. Основные понятия и термины: заповеди блаженства, грех,
покаяние, смирение. Основные персоналии: Иисус Христос, Закхей.
Тема 7. Заповеди блаженства: жажда правды
Истина, способы её познания. Следование истине и отстаивание справедливости.
Познание истины через подвиг. Подвиг Я. Корчака. Евангельская история
слепорождённого. Основные понятия и термины: заповеди блаженства, истина,
подвиг. Основные персоналии: Иисус Христос, Я. Корчак, Иоанн Креститель.
Тема 8. Заповеди блаженства: земля кротких
Божественная сущность: видение пророка Илии. Третья заповедь блаженства:
«Блаженны кроткие…». «Блаженны миротворцы…». Притча о немилосердном
заимодавце. Прощение в христианской традиции. Основные понятия и термины:
заповеди блаженства, кротость, милосердие, прощение. Основные персоналии: Иисус
Христос, пророк Илия.
Тема 9. Свидетели благой вести: апостолы Пётр и Иоанн
Апостолы – ученики Иисуса Христа. Призвание Петра и Иоанна. Исповедание веры,
отречение и покаяние апостола Петра. Апостол Иоанн – любимый ученик Иисуса
Христа. Пятидесятница. Служение апостолов Петра и Иоанна после Вознесения
10

Христа. Основные понятия и термины: апостол. Основные персоналии: апостолы
Пётр и Иоанн.
Тема 10. Гонитель, ставший апостолом: апостол
Павел Жизнь Савла до обращения в христианскую веру. Принятие христианства.
Миссионерская деятельности апостола Павла. Источник подвигов апостола.
Мученическая смерть апостола Павла. Основные понятия и термины: апостол.
Основные персоналии: апостолы Павел и Сила.
Тема 11. Готово сердце моё, Боже
Мученичество в христианской традиции. История первомученника архидьякона
Стефана. Подвиг Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Основные понятия и
термины: мученики. Основные персоналии: первомученик архидьякон Стефан,
мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.
Тема 12. Воины Царя Небесного
Мученический подвиг Георгия Победоносца. Икона «Чудо Георгия о змие». Подвиг
сорока севастийских мучеников. Основные понятия и термины: мученики. Основные
персоналии: великомученик Георгий Победоносец, сорок севастийских мучеников.
Тема 13. Выбор императора: святой Константин Великий
Лик равноапостольных святых. Детство и юность Константина. Война Константина с
Максенцием – «Сим победишь!» Миланский эдикт 313 г. и политика императора
Константина Великого в отношении христиан. Основные понятия и термины:
равноапостольные святые, свобода вероисповедания. Основные персоналии:
Константин Великий.
Тема 14. Светильники Церкви Христовой
Распространение ересей. Лик святителей. Борьба с арианством. Жизнь и творения
трёх святителей: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Основные
понятия и термины: ересь, святитель, арианство Основные персоналии: святители
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Тема 15. Сокрытые в пустыне: преподобные
Антоний Великий и Симеон Столпник Лик преподобных. Особенности подвига
монашества. Жизнь и подвиги Антония Великого. Наставления Антония Великого.
Подвижничество Симеона Столпника. Основные понятия и термины: преподобный,
подвиг, столпничество. Основные персоналии: преподобные Антоний Великийи
Симеон Столпник.
Тема 16. Духовная мудрость преподобных Ефрема Сирина и Иоанна
Лествичника

11

Мудрость и духовное рассуждение. Жизни преподобного Ефрема Сирина.
Великопостная молитва Ефрема Сирина. Преподобный Иоанн Лествичник.
«Лествица». Борьба с унынием. Основные понятия и термины: преподобный,
духовное рассуждение, праздность, уныние, празднословие, целомудрие,
любоначалие, покаяние, «Лествица». Основные персоналии: преподобные Ефрем
Сирин и Иоанн Лествичник.
Тема 17. Рука дающего не оскудеет
Праведность в Православии. Жизнеописание Филарета Милостивого. Сущность
милосердия. Основные понятия и термины: праведник, милосердие. Основные
персоналии: праведный Филарет Милостивый, великая княгиня Елизавета
Фёдоровна.
Тема 18. Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян
Образование святых братьев. Призвание на служение в Моравию. Составление
славянской азбуки и перевод на славянский язык богослужебных текстов. Значение
деятельности Кирилла и Мефодия в русской культуре. Основные понятия и термины:
древнеславянский и церковнославянский языки. Основные персоналии:
равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Тема 19. Вот я и дети, которых дал мне Бог: русские святые князья
Княжеские междоусобицы в древней Руси. Князь Владимир: до и после Крещения.
Значение принятия христианства. Святые князья Борис и Глеб. Подвиг князя
Михаила Черниговского. Основные понятия и термины: крещение Руси,
мученичество. Основные персоналии: равноапостольный князь Владимир, святые
мученики князья Борис и Глеб, Михаил Черниговский.
Тема 20. За други своя Сила Руси – в единстве.
Жизнь и подвиги князя Александра Невского. Даниил Московский. Основные
персоналии: Александр Невский, Даниил Московский.
Тема 21. Богатыри духа
Значение служения духовенства в Русской православной церкви. Святитель Алексий
Московский и Дмитрий Донской. Подвиг патриарха Гермогена в Смутное время.
Основные понятия и термины: духовенство, Смутное время. Основные персоналии:
митрополит Алексий Московский, Дмитрий Донской, Владимир Серпуховской,
патриарх Гермоген
Тема 22. Игумен земли Русской
Жизнь и духовные подвиги преподобного Сергия Радонежского. Основание ТроицеСергиева монастыря. Благословение князя Дмитрия Донского и русского войска
перед Куликовской битвой. Ученики Сергия Радонежского. Основные персоналии:
12

преподобный Сергий Радонежский, митрополит Алексий Московский, Андрей
Ослябя, Александр Пересвет, преподобный Стефан Пермский.
Тема 23. Лучезарная Оптина
Оптина пустынь. Подвиг старчества. Плеяда оптинских старцев. Преподобные
Амвросий и Нектарий Оптинские: жизнь и духовные наставления. Основные понятия
и термины: старчество, духовное рассуждение. Основные персоналии: преподобные
Амвросий, Нектарий и другие оптинские старцы.
Тема 24. Юродивые Христа ради.
Пред ними склонялись сильные мира сего Сущность подвига юродства.
Новгородские юродивые Николай и Фёдор. Юродивые и Иван Грозный.
Жизнеописание Василия Блаженного. Основные понятия и термины: юродство,
юродивые. Основные персоналии: святые Николай и Фёдор Новгородские, Василий
Блаженный.
Тема 25. Христианин в неволе
Святой Иоанн Русский – подвижник в неволе. Особенности сохранения православия
в иноверной среде. Подвиг Йозефа Шульца во время Второй мировой войны.
Основные персоналии: святой Иоанн Русский, Йозеф Шульц.
Тема 26. Свет Христов просвещает всех
Миссионеры в Русской Америке: служение святителя Иннокентия (Вениаминова).
Распространение Православия в Японии: святитель Николай (Касаткин). Основные
понятия и термины: миссионерство. Основные персоналии: святители Иннокентий
(Вениаминов), Николай (Касаткин).
Тема 27. Всероссийский батюшка: святой Иоанн Кронштадтский
Детство и юность Иоанна. Начало служения. Иоанн Кронштадтский и дети.
Духовные рассуждения праведного Иоанна Кронштадтского. Основные понятия и
термины: пастырская деятельность. Основные персоналии: праведный Иоанн
Кронштадсткий.
Тема 28. Род праведных благословится
Жизнь и подвиги праведной Иулиании Лазаревской (Осоргиной). Род праведной
Иулиании. Георгий Михайлович Осоргин. Основные понятия и термины: праведник,
милосердие. Основные персоналии: праведная Иулиания Лазаревская (Осоргина),
Г.М. Осоргин.
Тема 29. В конце всех победителей победит Христос: новомученики ХХ века
13

Русская православная церковь в ХХ в. Новомученики и исповедники Российские.
Священномученник Вениамин Петроградский. Икона новомученников и
исповедников Российских. Основные понятия и термины: новомученники и
исповедники Российские. Основные персоналии: священномученник Вениамин
Петроградский, священномученник Пётр (Полянский), новомученницы великая
княгиня Елизавета Фёдоровна и монахиня Варвара.
Тема 30. Главное в жизни – делать добро
Жизнь и деятельность святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Основные понятия и
термины: исповедник Основные персоналии: святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
Тема 31. История одной любви
Герои Отечественной войны 1812 г. История одной любви: Маргарита Нарышкина и
А.А. Тучков. Создание Спасо-Бородинского монастыря на Бородинском поле.
Памятники героям Отечественной войны 1812 г. Основные персоналии: М.М.
Тучкова (Нарышкина), А.А. Тучков, Н.А. Тучков, митрополит Филарет (Дроздов).
Тема 32. Герои нашего времени
Героизм и современность. Алексей Талай. Подвиг Андрея Туркина в Беслане.
Героизм Шаварша Карапетяна. Основные понятия и термины: героизм, героический
поступок. Основные персоналии: А. Талай, А. Туркин, Ш. Карапетян.
Тема 33. Впереди у нас вечность
Праздник Сретения Господня. Православное отношение к старости. Подведение
итогов года. Основные понятия и термины: Сретение. Основные персоналии:
праведный Симеон.

Формы организации учебных занятий:
Совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий
по ознакомлению с основами православной культуры. К наиболее предпочтительным
формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной
культуры» относятся: взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа,
интервью, драматизация (театрализация), чтение, диалог, творческие задания, пение и
рисование под музыку, рефлексивное чтение; обсуждения проблем; взаимный обмен
заданиями, беседа-распознавание; диалог-сравнение; исследовательский проект,
интерпретация; составление загадки-притчи, проблемная пресс-конференция;
разговор с замещённым собеседником, игра-испытание; ролевая игра; классные
семейные праздники, презентация творческих работ обучающихся на основе
изученного материала.
14

Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на
основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и
коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный
материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
Основные виды учебной деятельности на уроке: работа с учебником,
проектные формы работы на уроке, исследовательские проекты, самопроверка,
работа с информацией: использование многообразных источников: справочников,
словарей и интернета, проектные формы работы на уроке. Используются сквозные
виды учебной деятельности обучающихся, которые проходят через все уроки в
рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими
звеньями: составление словаря терминов и понятий, составление галереи образов,
использование информационных технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий,
поисковый или проблемный характер.

Раздел III. Тематическое планирование курса «Основы духовнонравственной культуры народов России»
5 класс
Название раздела

Количеств
о часов

Раздел 1. Кто ты, человек?

10 ч

Раздел 2. Духовный мир.

2ч

Раздел 3. Дорога в небо

5ч

Раздел 4. Путь от рождения до вечности

3ч

Раздел 5. Не от мира сего

10 ч

Православие в истории родного края

3ч

Повторение по курсу 5 класса

3ч

Всего

34 ч
6 класс

№

Наименование раздела и темы
Тема 1. Путь жизни
Тема 2. От Адама до Авраама: вера и доверие
Сущность понятия вера.
Тема 3. Пророк Моисей: урок смирения

Общее
количество
часов
1ч
1ч
1ч
15

Тема 4. Судьи, цари и пророки: сила Моя в немощи
совершается
Тема 5. Спаситель: ранами Его мы исцелились
Тема 6. Заповеди блаженства: грех и покаяние
Тема 7. Заповеди блаженства: жажда правды
Тема 8. Заповеди блаженства: земля кротких
Тема 9. Свидетели благой вести: апостолы Петр и
Иоанн
Тема 10.Готово сердце моё, Боже
Тема 11. Гонитель, ставший апостолом: апостол
Тема 12. Воины Царя Небесного
Тема 13. Выбор императора: святой Константин
Великий
Тема 14. Светильники Церкви Христовой
Тема 15. Сокрытые в пустыне: преподобные
Тема 16. Духовная мудрость преподобных Ефрема
Сирина и Иоанна Лествичника
Тема 17. Рука дающего не оскудеет
Тема 18. Святые Кирилл и Мефодий – просветители
славян
Тема 19. Вот я и дети, которых дал мне Бог: русские
святые князья
Тема 20. За други своя Сила Руси – в единстве.
Тема 21. Богатыри духа
Тема 22. Игумен земли Русской
Тема 23. Лучезарная Оптина
Тема 24. Юродивые Христа ради.
Тема 25. Христианин в неволе
Тема 26. Свет Христов просвещает всех
Тема 27. Всероссийский батюшка: святой Иоанн
Кронштадтский
Тема 28. Род праведных благословится
Тема 29. В конце всех победителей победит Христос:
новомученики ХХ века
Тема 30. Главное в жизни – делать добро
Тема 31. История одной любви
Тема 32. Герои нашего времени
Тема 33. Впереди у нас вечность
34. Промежуточная аттестация
35. Промежуточная аттестация
ВСЕГО

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
34

16

Календарно-тематическое планирование курса ОДНКНР в 5 классе

№
п/п

Название темы

Раздел 1. Кто ты, человек?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Как произошёл наш мир
Сотворение человека
Бессмертная душа
Свобода воли. Добро и зло
Творчество Бога и человека
Обязанности человека по отношению к миру
Труд
Вред для души. Совесть
Спасение
Цель христианской жизни
Раздел 2. Духовный мир.

11
12

Небесные силы
Кто сильнее? Ангел-хранитель
Раздел 3. Дорога в небо

13
14
15
16
17

Основы православной веры
Как найти «дорогу в небо»?
Молитва. Невидимая борьба
Монашество. Монастыри
На высотах духа
Раздел 4. Путь от рождения до вечности

Ко
лво
час
ов
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведе
ния

Домаш
нее
задание

(§ 1)
(§ 2)
(§ 3)
(§ 4)
(§ 5)
(§ 6)
(§ 7)
(§ 8)
(§ 9)
(§ 10)

2
1
1

(§ 11)
(§ 12)

5
1
1
1
1
1

(§ 13)
(§ 14)
(§ 15)
(§ 16)
(§ 17)

3
17

18
19
20

Начало. Мои наставники христианина
Середина пути. Устроение жизни
христианина
На пороге вечности. Отношение
православных христиан к смерти
Раздел 5. Не от мира сего

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Чем отличаются христиане от других людей?
В деньгах ли счастье?
Гордость житейская
Отношение к испытаниям и страданиям.
Защита Отечества
Спасение от одиночества
Любовь настоящая и выдуманная
Братья и сёстры
Столп и утверждение истины
Жизнь в Церкви
О будущих судьбах мира
Православие в истории родного края

31
32
33
34
35

Православие в истории родного края
Православие в истории родного края
Православие в истории родного края
Повторение по курсу 5 класса
Повторение по курсу 5 класса

1
1
1

(§ 18)
(§ 19)
(§ 20)

10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

(§ 21)
(§ 22)
(§ 23)
(§ 24)
(§ 25)
(§ 26)
(§ 27)
(§ 28)
(§ 29)
(§ 30)

3
1
1
1

1
1

18

Календарно-тематическое планирование курса ОДНКНР в 6 классе
№
п/
п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Тема урока

Ко
лво
час
ов

Дата

Домаш
нее
задание

Путь жизни
От Адама до Авраама: вера и доверие
Пророк Моисей: урок смирения
Судьи, цари и пророки
Спаситель: ранами его мы исцелились
Заповеди блаженства: грех и покаяние
Заповеди блаженства: жажда правды
Заповеди блаженства: земля кротких
Свидетели благой вести: апостолы Петр и
Иоанн
Гонитель, ставший апостолом: апостол
Павел
Отдавшие жизнь за Христа
Воины Царя Небесного
Выбор императора: святой Константин
Великий
Святильники Церкви Христовой
Сокрытие в пустыне: преподобные
Антоний Великий и Симеон Столпник
Духовная мудрость преподобных Ерема
Сирина и Иоанна Лествичника
Милосердие праведника
Святые Кирилл и Мефодий –
просветители славян
Вот я и дети, которых дал мне Бог:
русские святые князья
Святые защитники веры и Руси
Пастыри Русской Церкви
Игумен земли Русской
Лучезарная Оптина
Юродивые Христа ради
Христианин в неволе
Святые проповедники веры
Всероссийский батюшка
Род праведных благословится
Промежуточная аттестация
В конце всех победителей победит
Христос
Главное в жизни – делать добро
История одной любви

1
1
1
1
1
1
1
1
1

§1
§2
§3
§4
§5
§6
§7
§8
§9

1

§ 10

1
1
1

§ 11
§ 12
§ 13

1
1

§ 14
§ 15

1

§ 16

1
1

§ 17
§ 18

1

§ 19

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

§ 20
§ 21
§ 22
§ 23
§ 24
§ 25
§ 26
§ 27
§ 28
Нет д/з
§ 29

1
1

§ 30
§ 31
19

33
34

Герои нашего времени
Впереди у нас - вечность

1
1

§ 32
§ 33

СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Протокол заседания
МО учителей Гуманитарного цикла
МБОУ Николаевская СОШ
От ___.08.2023 г. №
__________/Никитина Н.С./

____________________/
Е.И.Пугачева /
От _28__.08.2023 г.

Ресурсное обеспечение учебного процесса.
 Библиотечный фонд
 Кабинет
 Печатные пособия
Технические средства обучения - мультимедийный проектор, компьютер.
Электронные образовательные ресурсы
 ЭУП «Методические рекомендации по организации и проведению воспитательной
работы по предупреждению экстремистских проявлений на расовой, национальной и
религиозной почве среди обучающихся общеобразовательных организаций в
образовательных организациях Иркутской области /авт. – сост.: Ангархаева Е.А., к. п.
н.; Башелханов А.Ю., к. и. н.; Кулехова А.М.
 ЭОР Цикл учебных фильмов «Сто вопросов о религии»
Рекомендуемые интернет-ресурсы Культура народов России
http://tourizm31.ru
https://russia.travel/brjanskaja/map/?LINK=9965&GROUP=rostur_localityhttps://russia.tra
vel/vladimirskaja
www.woolhome.ru
http://visitvrn.ru/ https://russia.travel/ivanovskaja/places/292443/ http://visitkaluga.ru/https://russia.travel/kostromskaja/ https://russia.travel/kurskaja/
http://liptur.ru/photo/lipeckiy_kray_film_na_russkom_yazike?show=1 http://www.stsl.ru
http://www.stsl.ru/streetview/
https://russia.travel/orlovskaja/ www.ryazantourism.ru
http://visit-smolensk.ru http://turtmb.ru www.welcometver.ru ;
https://russia.travel/yaroslavskaja/places/296024 https://russia.travel/yaroslavskaja/map/?LI
NK=10534&GROUP=rostur_traditions
https://russia.travel/
http://futureruss.ru/worldculture/handcraft/bashkirskoe-dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-istoriko-kulturnaya-specifika.html
http://xn---7sbfhxrcqep0aca2lwb.xn--p1ai/ http://skazanie.info/mordovskie-mify
http://futureruss.ru/worldculture/handcraft/rossijskij-suvenir-suveniry- udmurtii.html
20

http://gori-riadom.ru/ http://virtune.ru/karta-adygei-po-rajonam/
История религий
http://iriney.ru/about/index.htm http://schools.keldysh.ru/school1413/religija/sitemap.htm#t
ophttp://www.mospat.ru/index.php
http://www.pravoslavie.ru/ http://www.molitvoslov.com/ http://www.cdrm.ru/index.phphttp
://drevo.pravbeseda.ru/ http://www.russianorthodoxchurch.ws/ http://www.sretenie.ru/http:/
/www.catholic.ru/ http://protestant.ru/
http://adventist.ru http://baptist.org.ru/ http://rusbaptist.narod.ru/ http://www.muslim.ru/http://www.judaicaru.org/ http://www.dalailama.co
m/ http://buddhism.org.ru/ http://www.buddhism.ru/ http://www.buddas.ru/
http://festival.1september.ru/ Конкурс по региональной истории
Критерии и нормы оценочной деятельности.
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены
объективность и единый подход.
При 5 – балльной оценке для всех
установлены общедидактические критерии.
Оценка “5” ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма
программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и
внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала,
при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных
вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
Оценка “4”:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные
связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении
изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной
речи, правил оформления письменных работ.
Оценка “3” (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных
понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы,
затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной
помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры
письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка “2”:
21

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований
программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при
ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при
воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных
правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка “1”: Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие
элементарных умений и навыков.
Устный ответ.
Оценка “5” ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма
программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий,
явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными
примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения,
выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать
учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием
принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное
определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не
повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;
правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.
Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные
материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять
систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в
решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта,
который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки
работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;
записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка “4” ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты
при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные,
небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической
последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух
недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой
помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале;
на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
22

внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в
видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и
сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой,
учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка “3” ставится, если ученик:
- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, - не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда
последовательно;
- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дал недостаточно четкие;
- не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений,
фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения
задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и
законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения
теорий;
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения,
имеющие важное значение в этом тексте;
- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при
воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно
на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка “2” ставится, если ученик:
- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- не делает выводов и обобщений.
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного
материала в пределах поставленных вопросов;
- или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их
к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок,
которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка “1” ставится, если ученик:
1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2) полностью не усвоил материал.
Примечание.
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ
ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других
учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных
работ.
Оценка “5” ставится, если ученик:
23

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил
в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины
работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может
быть выставлена оценка “3”;
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка “1” ставится, если ученик:
1. не приступал к выполнению работы;
2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая
предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на
последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии оценки рефератов
1. Плагиат/не плагиат (0 баллов в случае плагиата)
2. Использование аппарата, категорий, логики институциональной экономики
(демонстрация приобретенных знаний и умения ими пользоваться)
3. Раскрытие темы
4. Логика рассуждений, обоснованность выводов
5. Самостоятельность анализа (наличие своей логики изложения, собственных
примеров и т.п.).
Критерии оценки презентаций
1. Свободность изложения материала (в том числе: рассказ без листка или
зачитывание)
2. Раскрытие темы в докладе
3. Логичность изложения
4. Степень владения материалом (в том числе правильность ответов на вопросы)
5. Самостоятельность при рассказе (наличие своей логики изложения и примеров,
отличных от изложенных в лекциях и семинарах)
Критерии оценки тестовых заданий.
Тесты, составлены в соответствии с Обязательным минимумом
содержания образования и действующими программами и учебниками.

24

Задания составлены в форме открытых тестов. К каждому вопросу дается четыре
варианта ответов, только один из которых – правильный. При составлении тестов
учитывались следующие методические условия:
• тесты корректны по содержанию – тестовые опросы соответствуют
стержневым линиям и концепциям государственного стандарта и программы;
•язык теста лаконичен, однозначен и выразителен;
• задания в одном тесте разного уровня сложности, что позволяет проверить
знания каждого учащегося, и сравнить степень усвоения материала;
• тестовые задания начинаются с легких и завершаются трудными.
Критерии оценки.
Каждый балл (по пятибалльной системе) равен 20%:
20% — 1 балл,
20%—40% — 2 балла,
40%—60 %— 3 балла,
60%—80% — 4 балла,
от 80 %— максимальные 5 баллов.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».