_Практическая биология_ 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Николаевская СОШ
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
МБОУ Николаевской СОШ
_______________________
Пугачева Е. И.
Протокол № 1 от
25.08.2023 г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
___________________
Пугачева Е. И.
28.08.2023

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ Николаевской СОШ
_________________________
Галицина Н. Н.
Приказ № 32 от 28.08.2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Практическая биология
9 класс

Составитель рабочей программы:
учитель высшей квалификационной
категории Кириленко Н. И.

х. Николаевский 2-й
2023-2024 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Практическая биология» для 9 класса с использованием оборудования центра «Точка
роста» на базе центра «Точка роста» обеспечивается реализация образовательных программ естественно-научной и
технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования
и с учётом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Биология». Использование оборудования центра
«Точка роста» при реализации данной ОП позволяет создать условия:
• для расширения содержания школьного биологического образования;
• для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;
• для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения
социально значимых интересов и потребностей;
• для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой
деятельности.
Применяя цифровые лаборатории на занятиях кружка, учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ и
экспериментов по программе основной школы.
Биология растений: Дыхание листьев. Дыхание корней. Поглощение воды корнями растений. Корневое давление.
Испарение воды растениями. Фотосинтез. Дыхание семян. Условия прорастания семян. Теплолюбивые и холодостойкие
растения.
Зоология: Изучение одноклеточных животных. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его
передвижением и реакциями на внешние раздражения. Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям. Изучение строения рыб по влажным препаратам. Изучение

строения птиц. Изучение строения млекопитающих по влажным препаратам. Водные животные. Теплокровные и
холоднокровные животные.
Человек и его здоровье: Изучение кровообращения. Реакция ССС на дозированную нагрузку. Зависимость между
нагрузкой и уровнем энергетического обмена. Газообмен в лёгких. Механизм лёгочного дыхания. Реакция ДС на
физическую нагрузку. Жизненная ёмкость легких. Выделительная, дыхательная и терморегуляторная функция кожи.
Действие ферментов на субстрат на примере каталазы. Приспособленность организмов к среде обитания.
Общая биология: Действие ферментов на субстрат на примере каталазы. Разложение Н2О2. Влияние рН среды на
активность ферментов. Факторы, влияющие на скорость процесса фотосинтеза. Изучение клеток и тканей растений и
животных на готовых микропрепаратах и их описание. Выявление изменчивости у организмов. Выявление
приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Планируемые результаты обучения по курсу кружка «Практическая биология».
Предметные результаты:
1) формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; понимание роли биологии
в формировании современной естественнонаучной картины мира;
2) умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от
неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой
природы, эволюционного развития органического мира в его единстве с неживой природой; сформированность
представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствах эволюции;
3) владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование изученных терминов, понятий,
теорий, законов и закономерностей для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;

4) понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования методов биологии с целью
изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных
биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и
инструментов;
5) умение характеризовать основные группы организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии,
растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни
человека;
6) умение объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия
человека от животных, характеризовать строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его
приспособленность к различным экологическим факторам;
7) умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в
организмах растений, животных и человека;
8) сформированность представлений о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских форм с
организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации, об основных
закономерностях наследования признаков;
9) сформированность представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и
эволюции организмов; представление об антропогенном факторе;
10) сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических
проблемах, стоящих перед человечеством и способах их преодоления;
11) умение решать учебные задачи биологического содержания, в том числе выявлять причинно-следственные связи,
проводить расчёты, делать выводы на основании полученных результатов;

12) умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и
процессов живой природы;
13) понимание вклада российских и зарубежных учёных в развитие биологических наук;
14) владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде
текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и
оценки ее достоверности;
15) умение планировать под руководством наставника и проводить учебное исследование или проектную работу в
области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные
методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;
16) умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов;
17) сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать
целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью
окружающих;
18) умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и
физической активности; неприятие вредных привычек и зависимостей; умение противодействовать лженаучным
манипуляциям в области здоровья;
19) овладение приемами оказания первой помощи человеку, выращивания культурных растений и ухода за домашними
животными.

Календарно-тематическое планирование
№
занятия

Сроки
проведения
занятий по
неделям

Количество часов
Теория
Практика

Тема занятия

Форма
проведения

Образовательный
продукт

Используемое
оборудование
Центра «Точка
роста»

1. Биология – наука о живом мире (3 часов).
1

1-я неделя
сентября

2

2-я неделя
сентября

3

3-я неделя
сентября

Методы изучения живых
организмов.
Лабораторная работа
«Изучение устройства
увеличительных
приборов»
Клеточное строение
организмов.
Лабораторная работа
«Знакомство с клетками
растений».
Особенности
химического состава
живых организмов.

1

1

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

Микроскоп
цифровой,
световой, лупа.

1

1

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

Микроскоп
цифровой,
световой.

1

1

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

2. Многообразие живых организмов (4 часов).
4

4 неделя
сентября

Бактерии. Многообразие
бактерий.

1

1

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

5

5 неделя
сентября

Растения. Многообразие.
Значение.

1

1

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

Микроскоп
цифровой,
световой,
электронные
таблицы и плакаты.
Обнаружение
хлоропластов в
клетках растений с
использованием
цифрового
микроскопа,

6

1-я неделя
октября

Животные. Строение.
Многообразие. Их роль в
природе и жизни
человека.

1

1

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

7

2-я неделя
октября

Многообразие и значение
грибов.

1

1

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

1

Беседа,
практикум

1

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию
Отчёт по
практическому
занятию

электронные
таблицы и плакаты.
Изучение
одноклеточных с
помощью
цифрового
микроскопа.
Готовить
микропрепараты
культуры дрожжей.
Изучать плесневые
грибы под
микроскопом.
Электронные
таблицы и плакаты.

3. Ботаника (6 часов).
8

3-я неделя
октября

Клетки, ткани и органы
растений.

9

4-я неделя
октября

Семя.
Лабораторная работа
«Строение семени
фасоли». Условия
прорастаниясемян.

10

1-я неделя
ноября

Корень.
Лабораторная работа
«Строение корня
проростка».

1

1

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

Микроскоп
цифровой,
микропрепараты.
Цифровая
лаборатория по
экологии (датчик
освещённости,
влажности и
температуры).
семян.
Микроскоп
цифровой,
микропрепараты.
Электронные
таблицы и плакаты.

11

2 неделя
ноября

12

3-я неделя
ноября

13

14

Лист.
Лабораторная работа
«Испарение воды
листьями до и после
полива».
Лабораторная работа
«Обнаружение нитратов
в листьях».

1

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

Минеральное питание
растений и значение
воды.

1

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

4-я неделя
ноября

Воздушное питание –
фотосинтез.
Многообразие
растений.

1

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

1-я неделя
декабря

Клетка, ткани, органы и
системы органов.

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

1

Микроскоп
цифровой,
микропрепараты.
Цифровой датчик
концентрации
ионов.
Электронные
таблицы и плакаты.
Внутреннее
строение листа.
Цифровая
лаборатория по
экологии (датчик
влажности,
освещённости).
Цифровая
лаборатория по
экологии (датчик
углекислого газа и
кислорода).

4. Зоология (4 часов).
1

1

Микроскоп
цифровой,
микропрепараты,
электронные
таблицы и плакаты.

15-17

2-4-я
неделя
декабря

Многообразие животных.
Лабораторная работа
«Внешнее, внутреннее
строение рыбы.
Передвижение».
Лабораторная работа
«Внешнее строение
птицы. Строение
перьев».
Лабораторная работа
«Строение скелета
птицы».
Лабораторная работа
«Строение скелета
млекопитающих».

1

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

Микроскоп
цифровой,
микропрепараты,
электронные
таблицы и плакаты,
влажные
препараты, чучело,
набор перьев,
скелеты животных.

1

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

2

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

Микроскоп
цифровой,
микропрепараты,
электронные
таблицы и плакат.
Микроскоп
цифровой,
микропрепараты,
электронные
таблицы и плакат.
Лабораторное
оборудование для
проведения
опытов.

3

5. Анатомия (12 часа).
18

19-20

2-я неделя
января

3-4я
неделя
января

Клетки и ткани.
Лабораторная работа
«Клетки и ткани под
микроскопом».
Скелет.
Лабораторная работа
«Строение костной
ткани».
Лабораторная работа
«Состав костей».
Практическая работа
«Первая помощь при
травмах ОДС»

1

21-23

1-3-я
неделя
февра
ля

24-26

4-я неделя
февраля –
3 неделя
марта

Кровь и кровообращение.
Лабораторная работа
«Сравнение крови
человека с кровью
лягушки».
Лабораторная работа
«Влияние среды на
клетки крови человека»,
Лабораторная работа
«Измерение
артериального давления
при помощи цифровой
лаборатории».
Лабораторная работа
«Функциональные пробы
на реактивность
сердечно-сосудистой
системы».
Лабораторная работа
«Определение основных
характеристик
артериального пульса на
лучевой артерии».
Лабораторная работа
«Определение
энергозатрат по
состоянию сердечных
сокращений».
Дыхание.
Лабораторная работа
«Дыхательные
движения».
Практическая работа

1

3

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

Микроскоп
цифровой.
Микропрепараты.
Цифровая
лаборатория
(датчик ЧСС,
датчик
артериального
давления).

1

3

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

Цифровая
лаборатория по
физиологии
(датчик частоты
дыхания).

27-28

4 неделя
марта – 1я неделя
апреля

29

2-я неделя
апреля

«Определение
запылённости воздуха»
Лабораторная работа
«Измерение объёма
грудной клетки у
человека при дыхании».
Лабораторная работа
«Нормальные параметры
респираторной
функции».
Лабораторная работа
«Как проверить
сатурацию в домашних
условиях».
Питание. Пищеварение.
Лабораторная работа
«Действие ферментов
слюны на крахмал».
Лабораторная работа
«Действие ферментов
желудочного сока на
белки».
Лабораторная работа
«Изучение кислотнощелочного баланса
пищевых продуктов».
Кожа. Роль в
терморегуляции.

Цифровая
лаборатория по
экологии (датчик
окиси углерода).
Спирометр.

1

3

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

Цифровая
лаборатория по
экологии (датчик
pH).

1

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

Цифровая
лаборатория по
физиологии
(датчик
температуры и
влажности).

6. Общая биология (5 часов).

30

3-я неделя
апреля

31

4-я неделя
апреля

32-34

1-4-я
неделя мая

Многообразие клеток.
Лабораторная работа
«Многообразие клеток
эукариот. Сравнение
растительной и животной
клеток».
Размножение клетки и её
жизненный цикл.
Лабораторная работа
«Рассматривание
микропрепаратов с
делящимися клетками».
Экологические
проблемы.
Лабораторная работа
«Оценка качества
окружающей среды».
Лабораторная работа
«Методы измерения
абиотических факторов
окружающей среды
(определение pH,
нитратов и хлоридов в
воде».
Лабораторная работа
«Оценка уровня
загрязнения
атмосферного воздуха
веществами,
попадающими в
окружающую среду, в
результате работы
автотранспорта».

1

1

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

Микроскоп
цифровой.
Микропрепараты.

1

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

Цифровой
микроскоп и
готовые
микропрепараты.

3

Беседа,
практикум

Отчёт по
практическому
занятию

Датчик
определения
угарного газа.

Список литературы:

1. Методическое пособие «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по
биологии с использованием оборудования центра «ТОЧКА РОСТА» (Москва, 2021 год).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».