Внеурочная деятельность Мини-футбол

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Николаевская СОШ
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
МБОУ Николаевской СОШ
_______________________
Пугачева Е. И.
Протокол № 1 от 25.08.2023
г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
___________________
Пугачева Е. И.
28.08.2023

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ Николаевской СОШ
_________________________
Галицина Н. Н.
Приказ № 32 от 28.08.2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«МИНИ-ФУТБОЛ»

Возраст учащихся: 10-14 лет
Направленность: физкультурно-спортивная
Срок реализации: 1 года

Составитель: Успаров Ю. И.

х. Николаевский 2-й
2023-2024 учебный год

2.Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Программа «Мини-футбол» (далее – Программа) составлена на основании Положения о
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ Николаевской СОШ
(далее – Положение).

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебновоспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения»,

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О
проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в
части сохранения и укрепления здоровья школьников.

О недопустимости перегрузок обучающихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13
от 20.02.1999);

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной
программы начального общего образования (2009г.).




Цели и задачи освоения дисциплины
Цели изучения Программы: Укрепление здоровья учащихся, гармоническое физическое
развитие, достижение и поддерживание высокой работоспособности посредствам занятий минифутболом.
Задачи Программы:
Обучающие:
–
овладение основами техники и тактики современного футбола, последовательное
повышение уровня освоения необходимых навыков;
–
приобретение необходимых теоретических знаний по гигиене и физиологии, по
основам техники и тактики игры, организации тренировок;
–
расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по
физической подготовке;
–
обучение новым двигательным действиям;
–
соблюдение правил техники безопасности во время занятий.
Развивающие:
–
формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической
культурой и спортом, в соблюдении здорового образа жизни;
–
развитие и совершенствование спортивно-силовых и двигательных качеств,
осуществление общей физической и специальной физической подготовки юных футболистов;
–
развитие координации, гибкости, общей физической подготовки и специальной
выносливости;
–
развитие умений и навыков общения со сверстниками, установление прочных
дружеских контактов.
Воспитательные:

воспитывать устойчивый интерес к занятиям физической культурой;

выработка навыков регулярных занятий физическими упражнениями;

приобщить учащихся к здоровому образу жизни;

воспитание необходимых черт личности спортсмена: целеустремленности,
настойчивости, выдержки, самообладания, дисциплины, трудолюбия, коллективизма; воспитание
инициативности, самостоятельности;

Общая характеристика курса
Объем и сроки определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а
также с учетом возрастных особенностей учащихся и требованием СанПиН 2.4.4.3172-14
«санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Программа рассчитана на детей 10-14 лет.
Срок реализации образовательной программы 1 года. Наполняемость групп – до 15
человек. Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю – 34 часов в год;
Дети принимаются по желанию, при отсутствии медицинских противопоказаний.

3. Содержание программы
Вводные и теоретические занятия.
-основные правила техники безопасности (правила поведения на занятиях в спортивном
зале; правила противопожарной безопасности);
-физкультурный инвентарь, спортивная форма, уход за ними;
-правила техники безопасности (режим занятий, основы техники безопасности на занятиях
в спортивном зале; правила личной безопасности в игре, правила падения);
-здоровый образ жизни (значение здорового образа жизни в жизнедеятельности человека);
Общая физическая подготовка.
Теория:
Организация работы секции. Расписание. Планы на год. Краткий обзор возникновения и
развития мини-футбола. Первые шаги мини-футбола в мире и у нас в стране. Развитие минифутбола среди школьников. Описание игры.
Практика:
- ходьба (на носках, пятках, с высоким подниманием бедра)
- бег (с изменением направления и поворотами)
- прыжки (на одной и двух ногах; в длину с места; многоскоки – 3, 5, 7 прыжков; через
скакалку);
- общеразвивающие упражнения для мышц рук (поднимание рук в стороны и вперед и
опускание вниз; сведение рук вперед и разведение в стороны; круговые вращения, сгибания и
разгибания рук в упоре лежа)
- общеразвивающие упражнения для мышц ног (приседания, выпады, махи)
- общеразвивающие упражнения для мышц туловища (наклоны, круговые движения,
поднимания туловища из положения лежа)
Подвижные игры.
Теория:
Правила игр, правила поведения во время игры.
Практика:
Современный мини-футбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям
и функциональным возможностям спортсмена. Для этого необходимо всестороннее развитие
физических качеств. Физическую подготовку подразделяют на общую и специальную. Значение
общей и специальной физической подготовки для поднятия и укрепления функциональных
возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости,
ловкости, силы, гибкости. Средствами физической подготовки являются упражнения из других
видов спорта и подвижные игры.
Общая физическая подготовка
Практика:
Общеразвивающие упражнения без предметов: упражнения для рук и плечевого пояса,
упражнения для мышц шеи, туловища, ног. Упражнения с предметами: упражнения со скакалкой,
упражнения с набивными мячами. Акробатические упражнения: кувырки, перевороты.
Подвижные игры и эстафеты. Легкоатлетические упражнения: бег на 30, 60 метров. Кроссы.
Прыжки в длину и высоту с места и разбега, многоскоки.
Специальная физическая подготовка
Практика:
Упражнения для развития силы: приседания с отягощением, подскоки и выпрыгивания,
приседание на одной ноге, упражнения для укрепления мышц пресса. Удары по футбольному

мячу на дальность. Толчки плечом партнера. Борьба за мяч. Упражнения для вратаря.
Акробатические упражнения: кувырки, перевороты.
Упражнения для развития быстроты: пробегание повторное отрезков 30 м. из различных
исходных положений, бег с изменением направления, бег прыжками, бег с изменением скорости,
челночный бег, бег «змейкой», бег с изменением способа передвижения.
Упражнения для развития ловкости: прыжки с разбега с поворотом, кувырки в разные
стороны. Подвижные игры с мячом.
Упражнения для развития специальной выносливости: переменный и повторный бег с
мячом. Двусторонние игры.
Технико-тактическая подготовка.
Практика:
Техника передвижений. Удары по мячу ногой. Удары на точность: в ноги партнеру, по
воротам. Удары на дальность. Удары по мячу головой. Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные
движения (финты). Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить
соперника, которому адресована передача мяча. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря.
Передвижение в воротах без мяча.
Тактика игры в футбол. Тактика нападения: виды атаки. Тактические комбинации при
выполнении стандартных положений. Тактика защиты: персональная опека, комбинированная
оборона. Организация оборонительных действий при введении мяча в игру из стандартных
положений. Тактика вратаря: организация построения стенки при пробитии штрафных ударов.
Соревнования.
Участие команды в районных турнирах по футболу. Товарищеские игры между группами
школ.
Итоговые занятия
Зачетные занятия, педагогическое тестирование, соревнования.
Примерная структура занятия:
Подготовительная часть. Построение. Сообщения задач занятия. Бег различными
способами и передвижение прыжками, ОРУ. (15-20 минут)
Основная часть. В начале основной части изучаются новые технические действия, как с
мячами, так и без него. Тактические действия.
Заключительная часть. Подведение итогов занятия, переключение на другую
деятельность, не вызывающую утомление. (3-5 минут)

4. Планируемые результаты освоения программы
В ходе обучения оценивается динамика освоения программы каждым ребенком
индивидуально и всей группы в целом. К концу обучения обучающиеся должны:
Личностные результаты:

активно включатся в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
нестандартных ситуациях;

проявлять трудолюбие и упорство;

оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:

находить ошибки при выполнении учебных занятий;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых;

анализировать и оценивать результаты собственно труда.
Предметные результаты:


овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

взаимодействие со сверстниками по правилам мини-футбола;

бережно обращаться с инвентарем;

в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, исправлять их.
Основными
формами организации внеурочной деятельности являются фронтальная,
групповая, поточная, которые предусматривает работу в парах, тройках, малых группах;
индивидуальную форму работы.

5. Календарно-тематическое планирование
5-6 класс
№
п/п

1

2
3-4
5-6
7
8-9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29
30
31

Тема

Кол-во
часов по
плану

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на
занятиях по футболу. Краткий обзор возникновения и развития минифутбола.
Правила соревнований по мини-футболу
Техника передвижений футболиста (бег, прыжки)
Техника передвижений футболиста (повороты, остановки)
Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Остановки мяча.
Упражнения для развития выносливости. Остановка мяча
Упражнения для развития мышц ног и таза. Ведение мяча.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Ведение мяча.
Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Ведение мяча.
Упражнения для развития быстроты. Ведение мяча с обводкой.
Упражнения для мышц шеи и туловища. Ведение мяча с обводкой.
Контрольная игра
Упражнения для развития гибкости. Ведение мяча с обводкой.
Упражнения с набивными мячами. Удары по мячу ногой. Контрольная
игра
Упражнения для развития силовых качеств. Удары по мячу ногой.
Упражнения для развития силовых качеств.
Контрольная игра.
Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Удары по мячу
ногой.
Упражнения для развития ловкости. Удары по мячу ногой после
выполнения технических действий.
Легкоатлетические упражнения: низкий старт, бег на короткие
дистанции.
Легкоатлетические упражнения: низкий старт, бег на короткие
дистанции. Удары по мячу ногой после выполнения технических
действий.
Упражнения для развития быстроты. Удары по мячу ногой после
выполнения технических действий.
Контрольная игра
Контрольная игра
Бег с препятствиями. Кросс. Удары по мячу ногой на точность и на
дальность.
Упражнения для развития выносливости.
Контрольная игра.
Упражнения в висах и упорах. Удары по мячу ногой на точность и на
дальность.
Контрольная игра
Упражнения для развития прыгучести. Передача в парах.
Контрольная игра
Упражнения для развития быстроты

1

1
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведения

32
33
34

Контрольные нормативы.
Школьные соревнования по мини-футболу
Школьные соревнования по мини-футболу

1
1
1

Календарно-тематическое планирование
7-8 класс
№
п/п

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Тема

Вводное занятие. Техника безопасности
и правила поведения на занятиях по футболу.
Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола.
Эстафетный бег. Передача в парах, тройках. Контрольная игра
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Контрольная
игра
Акробатические упражнения. Передача мяча в движении.
Контрольная игра
Упражнения для развития ловкости. Передача мяча в движении.
Контрольная игра
Эстафетный бег, эстафеты с предметами. Контрольная игра
Упражнения для развития гибкости. Удары по мячу головой.
Контрольная игра
Прыжок в длину с места, с разбега способом «согнув ноги».
Контрольная игра
Упражнения для развития ловкости. Передача мяча в движении.
Упражнения для развития выносливости. Удары по мячу головой.
Упражнения для развития мышц ног и таза.
Контрольная игра
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Контрольная
игра
Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Контрольная
игра
Упражнения для развития гибкости. Удары по мячу головой с
пассивным и активным сопротивлением.
Упражнения для развития быстроты. Отбор мяча.
Упражнения для мышц шеи и туловища. Отбор мяча.
Упражнения для развития гибкости. Контрольная игра
Упражнения с набивными мячами.
Контрольная игра
Упражнения для развития силовых качеств. Финты (обманные
действия)
Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Финты
(обманные действия)
Упражнения для развития ловкости. Финты.
Контрольная игра
Легкоатлетические упражнения.
Контрольная игра
Упражнения для развития быстроты. Вбрасывание из-за боковой

Кол-во
часов
по
плану
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведения

24
25
26

27-28
29-30
31-32
33-34

линии.
Контрольная игра
Упражнения для развития выносливости. Вбрасывание из-за
боковой линии.
Бег с препятствиями. Кросс. Упражнения для развития умения
«видеть поле». Техника игры вратаря.
Упражнение в висах и упорах. Упражнения для развития силовых
качеств. Упражнения для развития умения «видеть поле». Техника
игры вратаря
Упражнения для развития быстроты
Контрольные нормативы.
Школьные соревнования по мини-футболу
Школьные соревнования по мини-футболу

1
1
1

2
2
2
2

6. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Для осуществления контроля учебно-воспитательного процесса используются контрольные
упражнения, которые выполняются по мере овладения навыками обучающимися, для коррекции
содержания и логики поэтапного освоения занимающимися учебного материала. В результате
освоения данной программы, учащиеся (учитывая индивидуальные возможности) должны иметь
прирост показателей общей и специальной подготовленности и стремиться показывать результаты
не ниже среднего уровня.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе
проводится: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль – оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся
при поступлении в объединение.
Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения учащимися программы по
итогам изучения раздела, темы.
Итоговый контроль – оценка уровня и качества освоения учащимися программы по
завершению учебного года или всего периода обучения по программе.

7. Используемый учебно-методический комплекс
1. Учебные и методические пособия для педагога и учащихся.
Информационные источники:
Списки литературы для педагогов:
 Методология подготовки юных футболистов. П.В. Губа, А.С. Стула. Спорт-2015
Списки литературы для учащихся:
 Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /
В.И.Лях. Просвещение – 2017г.
 Про футбол. Хочу все знать... Эрик Марсон. Пешком в историю 2018.
 Футбол – только ли игра? Н.Симонян. 2018 г. Издательство «Человек».
Интернет-источники:


https://futsalua.org

2. Система средств обучения.
Организационно-педагогические средства:
 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мини-футбол»;
 Конспекты открытых занятий, проведенных педагогом в рамках реализации программы.
3. Система средств контроля результативности обучения.
 диагностические и контрольные материалы (диагностические и информационные карты,
анкеты для детей и родителей, задания по темам программы и т. д.);
 нормативные материалы по осуществлению групповых и массовых форм работы с
учащимися (Положения о конкурсах, соревнованиях).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».