Внеурочная деятельность 2 кл Доноведение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Николаевская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании меиодического совета
МБОУ Николаевской СОШ

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ Николаевской СОШ

________________________

________________________

Пугачева Е.И.
Галицина Н.Н.
Приказ № 35 от «28» 08.2023 г.
Пугачева Е.И.. Приказ № ___ от «28» 08.2023 г.
Протокол № 1 от «25» 08.2023 г.
________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Доноведение»
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование 2 класс
Количество часов - 33
Учитель: Грушко С.И
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, на основе авторской программы Сухаревской Е.Ю., Зыбиной Е.А.,Степановой Т.Г.Ткаченко А.Г. «Доноведение:», 2018 г.
2023-2024 уч. год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Доноведению» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (в ред. приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576) «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования».
3. Авторской программы «Доноведение».1-4 классы. Е.Ю. Сухаревская. Пособие для учителей общеобразовательных
учреждений. Ростов-на-Дону «БАРОпресс», 2014 г.
4. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, рабочей программе курсов внеурочной
деятельности МБОУ Николаевской СОШ.
5. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Николаевской СОШ.
6. План внеурочной деятельности МБОУ Николаевской СОШ на 2023-2024 учебный год.
Постановления:
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развития образования» на 2013-2020 годы»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 года № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской
области «Развития образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 года № 158 «О внесении изменений в
постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 года № 596».

Мир, окружающий ребѐнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребѐнка (семья, школа,
друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью курса «Доноведение» является

формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и
адекватного понимания места человека в нѐм.
С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и
социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном
наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития
Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека,
формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в
соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного
и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края,
гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учѐтом их своеобразия и
особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов
региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития
историко-культурного потенциала Донского края.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как
общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учѐтом специфики разных видов деятельности,
возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в
познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражѐнные в «Концепции содержания непрерывного образования»
(начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счѐт интеграции содержания. В основу интеграции
содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного
содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1.

Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в
Донском крае.

2.

Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во
взаимоотношениях с другими.

3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний.
Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих
элементов создаѐт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором
все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе
перед ребѐнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времѐн до современности. В
связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной
действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребѐнка.
Данный принцип реализуется за счѐт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной
деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся
уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и
необходимости их охраны.

Раздел 1

Структура курса «Доноведение»
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков – «Я и Окружающий мир», «Природа Донского края», «Человек и природа»,
«Жизнь на Дону», «Яркие страницы истории земли Донской».
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребѐнок сам может определить своѐ место в мире и свою
сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на
улицах села и большого города, в природе. Ребѐнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомится с понятиями «малой Родины»
и еѐ географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте
Ростовской области, символах своего края; осознаѐт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребѐнком целостно. Содержательный
блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах
характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и
животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок
«Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных
изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых;
характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное
воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий,
явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление
учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребѐнка, одной из актуальных проблем
понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история.
Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них,
знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих
родственников о недавнем прошлом. Это даѐт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей
и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на
приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими
своими корнями в те далѐкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.

При подготовке к урокам по курсу «Доноведение» учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и
выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Почти каждый содержательный блок данного курса
подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие
коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретѐнные на уроках изобразительного искусства и трудового
обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых
игр, викторин и др.
Особая роль при изучении курса «Доноведение» отводится экскурсиям по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики
знакомятся с природным окружением, монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также
с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, могут выполнять проектные и исследовательские работы (сбор данных о
природных объектах, имеющих несомненную значимость, о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п.) которые, могут стать
экспонатами классных, школьных выставок.
Я и окружающий мир (5ч)
С чего начинается Родина. Свой адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы.
Моя семья. Родословная. Происхождение имѐн и фамилий на Дону.
Жизнь на Дону (6ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)
С днѐм рождения, родной город (село).
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села)!
Природа Донского края (18ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Охрана и укрепления здоровья в разные времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила
безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и еѐ значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоѐм).
Человек и природа (2 ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.

Место предмета в учебном плане
Объем программы: в год- 33 часа. В неделю-1час. Срок реализации программы 1 год.
Программа по внеурочной деятельности «Доноведение» ориентирована на детей 7 – 9 лет.

Формы проведения учебных занятий:
беседа с игровыми элементами; сказка; сюжетно-ролевая игра; игра-путешествие; игра-имитация; викторины, соревнования, конкурсы, состязания;
учебная игра, ролевая игра; КВН; заочная экскурсия; тематические задания по подгруппам.
Виды и формы учебной деятельности
Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений –
взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка
- групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
- командные игры, когда класс делится на две команды.
-при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (селу) и в музеи. На них ученики
познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории.

В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут
стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие
познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.

Требования к уровню подготовки школьников
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
--об истории родного края;
знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоѐмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры еѐ охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трѐх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространѐнные лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своѐ местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния
природы родного края;

объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки
по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения
самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту
Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе
непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей,
партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории
родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед
школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Раздел 2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Я и окружающий мир (5 ч.)
С чего начинается родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы. Моя семь. Родословная. Происхождение имен и фамилий на Дону.
Природа донского края (18 ч.)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Растения Донского края. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания домашних животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с
домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые- каменный уголь и его значение для человека.
Почва Донского края и еѐ значение для растений и животных.
Природные сообщества Донского края.

Человек и природа (3 ч.)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (6 ч.)
Обычаи, обряды и праздники на Дону ( зимние обряды). С днѐм рождения родной город! Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День
освобождения города. Вместе – дружная семья. (резервные уроки – 2 ч.)

Планируемые результаты.
В процессе изучения курса «Доноведение» могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:
-анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
-объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.
Моделировать ситуацию по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию обучающимися своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к своей собственной деятельности;
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
-доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том
числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность, учет позиции других людей, партнера по общению
или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов
семьи, занятиях людей в родном городе.

Ожидаемые результаты освоения программы:
К концу года обучающиеся 2 класса должны знать:
-название своего региона( края, области);
-уметь находить место своего города на карте Ростовской области;
-признаки времѐн года, характерных для РО;
-названия растений ( 5-6), названия животных (4-5), обитающих в краях РО;
-названия растений и животных РО занесѐнных в Красную книгу;
-обряды на Дону (3-4)
- краткую историю своей школы;

Уметь:
-уметь ответить на вопрос: «Кто такие казаки?»
-сделать проект на выбранную тему;
-сотрудничать с педагогом и товарищами.

Формы подведения итогов:
- анкетирование на тему «Мой край родной»;
- участие в праздничных мероприятиях;
-выставки творческих работ ( рисунки, поделки, макеты)

Раздел 3
Календарно тематическое планирование по курсу
«Доноведение»
2 класс.
№

Тема

1

С чего начинается Родина… презентация

2

Школа- светлая гавань детства.

3

Жизнь на Дону – 1ч.
С днѐм рождения, родной город (село)!
Экскурсия по родному городу (селу)

Колво
часов

Дата

Образовательные задачи

Я и окружающий мир -3 ч.
1
1.Познакомить с понятием
«малая Родина», с историей
родного села ( города), улицы,
1
на которой стоит школа,
историей школы.

1

1.Познакомить с историей
появления родного города
(села), его
достопримечательностями.

Виды деятельности

1.Проект «История моей
улицы», «Улица моего детства»

1.Составление альбома о
родном городе(селе).
2.Выставка рисунков,
фотографий.
3.Праздничное
представление.

4

Дорога от дома до школы
(экскурсия)

1

1.Познакомить с правилами
безопасного поведения на
улице:
–правила перехода через
проезжую часть;
-сигналы светофора;
-правила посадки и высадки
из общественного транспорта;
-дорожные знаки: «Дети»,
«Пешеходный переход» и др.

1.Игры «Мы на проезжей
части»,
«Мы пассазжиры»
2.Рисование макета»Мой
путь от дома до школы» с
указанием опасных мест.

5-

Природа Донского края – 10 ч.
Природа (экскурсия)
«Учимся наблюдать»

1

1.Углубить понятия о живой
и неживой природе родного
края.

1.Наблюдение предметов
живой и неживой природы.

1

1.Систематизировать знания
детей о природе родного
города( села)

2

1.Познакомить с видами
деревьев, кустарников и трав
родного края ( 3-4) вида.
2.Показать влияние
растительного мира на
жизнедеятельность человека (
на примере растений родного
края)

1.Исследовательская
деятельность по проблемам:
«Флора родного
города(села)»,
«Фауна родного года (села)».
1.Игра «У кого детки с этой
ветки ?»

6

7

8-9

Викторина «Живая и неживая природа родного
края»
Город и природа
( экскурсия)

Что за дерево такое? презентация

1

10

Кустарники
(экскурсия)

11-12

Травушка-муравушка

2

13

Растения и мы. презентация

1

1

1.Сбор трав и изготовление
гербария.
2.Композиционное панно из
растений.
1.Исследовательская
деятельность по
проблемам»Дерево моего края»,
«Кустарники моего края»
1.Обобщить и
1.Игра «Фитоаптека»
систематизировать знания детей
2.Изготовление справочника

14

Краски Тихого Дона. презентация

1

15

Я и окружающий мир -2ч.
Моѐ имя, отчество, фамилия. презентация

1

16

Что ты знаешь о роде своѐм.

1

о разнообразии растений и их
лекарственных трав.
значении в природе и жизни
человека.
2. показать на примере 3-4
видов свойства лекарственных
растений Донской земли.
3.Воспитывать бережное
отношение к растениям родного
края.
1. Чтение стихов о родном
крае.
2.Рисование пейзажей
родного края.
1.Рассмотреть
происхождение имѐн и
фамилий на Дону.
2.Углубить понятие
«семья».
3.Рассмотреть на основе
знаний уч-ся понятие
«семейная родословная»

1.Проекты «Моѐ
генеалогическое древо», «Откуда
моя фамилия».
2. Мини – сочинение
«Любимый семейный праздник».

1.Дать общее представление
о зимних обрядах на Дону.

1.Изготовление новогодних
игрушек;
маски для колядования,
куклы – Масленички.

1. Наблюдение за животными
в природе, дома.
2.Посещение краеведческого
музея.
1. Изготовление

Жизнь на дону - 3
17

Обряды на Дону. презентация

1

18

Зимние обряды.

1

презентация

19

Зимние обряды (празднич-ное мероприя-тие)

1

20

Природа Донского края – 8ч.
Животный мир Ростовской области (экскурсия)

1

1.Расширить представление
о животном мире родного края.

21

Домашняя мохнатая азбука

1

1.Расширить представления

22

Мой домашний милый друг.

1

23

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми.

1

презентация

24

Родные просторы.
(экскурсия)

1

25

Чем богаты наши недра.

1

презентация

26

Что такое почва?

1

27

Почва нам и стол и дом.
(экскурсия)

1

28

Человек и природа -4 ч.
Рядом с домом лес и луг, озеро и речка.
(экскурсия)

1

о домашних животных родного
края ( 3-4 представителя
каждого вида)
2. Показать необходимость
бережного отношения к
домашним питомцам, их
охраны и защиты.
18.02
1.Расширить и закрепить
знания о профессиях людей,
занятых в сельском хозяйстве
РО.
2. Закрепить знания
основных правил содержания
животных в домашних
условиях
1.Закрепить правила
безопасного обращения с
животными.
1.Познакомить с
особенностями поверхности
родного края
(холмистая поверхность)
1.Пропедевтическое
знакомство с полезными
ископаемыми родного края.
1.познакомить с понятием
«почва», еѐ составом,
образованием.
2. Проследить взаимосвязь с
растениями и животными
сообществ.
1.Познакомить с общими
представлениями о природных
сообществах.

коллективного альбома
«Домашние питомцы»
2.Исследовательская
деятельность по проблеме «Это
животное - …»
1. Наблюдение за животными
дома.
2.Мини-сочинение о своѐм
домашнем животном.

1. Изготовление книжкималышки «Мой мохнатый друг»
1.Наблюдение и изучение
форм поверхности родного края.
2. Игра «Помоги кузнечику
добраться до дома»
1.Рисование иллюстраций к
сказкам:
«Сказка о каменном угле»,
«Кто главнее?»
1.Опыты:
исследование состава почвы.

1.Наблюдение и изучение
взаимосвязей растений и
животных в природном

29

Человек- хозяин природы?

1

30-31

Спасѐм и сохраним!
(открытое праздничное мероприятие, посвящѐнное

2

защите природы)

32

Жизнь на Дону – 2ч.
День освобождения
(экскурсия в историчес-кий музей) презентация

1

33

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания школьного МО
начальных классов от 28.08.2023 года № 1
_____________________ Л.А.Лысенко

1.Показать влияние
человека на природное
сообщество.
1.Закрепить знания уч-ся о
влиянии жизнедеятельности
человека на природу родного
края.

сообществе родного края.
1. Наблюдение и изучение
экологических проблем
природного сообщества
1. Ролевое театрализованное
представление.

1.Знакомство со
1. Изготовление рисунков,
знаменательными событиями
поделок, посвящѐнных данной
военных лет, происходивших на тематике.
Донской земле.
1.Закрепление и уточнение
1.Командная игра.
знаний, полученных на
занятиях.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________Е. И. Пугачева
_27. 08. 2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».