1 класс 2023 Внеурочная деятельность. Доноведение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Николаевская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании меиодического совета
МБОУ Николаевской СОШ

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ Николаевской СОШ

________________________

________________________

Пугачева Е.И.
Галицина Н.Н.
Приказ № 35 от «28» 08.2023 г.
Пугачева Е.И.. Приказ № ___ от «28» 08.2023 г.
Протокол № 1 от «25» 08.2023 г.
________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности
«Доноведение»
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование 1 класс
Количество часов - 34
Учитель: Лысенко Людмила Алексеевна
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, на основе авторской программы УМК «Школа России», на основе авторской программы Сухаревской Е.Ю.,
ЗыбинойЕ.А.,СтепановойТ.Г., Ткаченко А.Г. «Доноведение:», 2020 г.

2023-2024 уч. год

Пояснительная записка
ПРОГРАММА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 1- 4 КЛАССЫ
Авторы:канд.пед.наукЕ.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина,
Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко
Рабочая программа по «Доноведению» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (в ред. приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576) «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Авторской программы «Доноведение».1-4 классы.Е.Ю. Сухаревская. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
Ростов-на-Дону «БАРОпресс», 2021 г.
4. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, рабочей программе курсов внеурочной деятельности МБОУ
Николаевской СОШ.
5. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Николаевской СОШ.
6. Плана внеурочной деятельности МБОУ Николаевской СОШ на 2023-2024 учебный год.
В учебном плане на изучение курса «Доноведение» для 1 класса отводится 1 час. Таким образом, на изучение предмета отводится 33
часа в год, 1 часа в неделю.
По учебному плану на курс «Доноведение» отводится 33 часа, в соответствии с календарным учебным графиком рабочая программа
по данному предмету рассчитана на 30 часов, поэтому происходит уплотнение рабочего материала на 3 часа. Это происходит за счет
объединения уроков в разделах: «Природа родного края».
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют
Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».
Мир, окружающий ребѐнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребѐнка (семья, школа, друзья), у него
возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение»
является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного
понимания места человека в нѐм. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных
объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их
традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений
предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и
межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и
патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учѐтом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов
региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и
развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность
целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учѐтом специфики разных видов деятельности, возрастные и
индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании
действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражѐнные в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное
звено).
Ведущим из них является принципцелостности, который достигается за счѐт интеграции содержания. В основу интеграции содержания
по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания
является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1.

Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в
Донском крае.

2.

Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во
взаимоотношениях с другими.

3. История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так
сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов
создаѐт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все
компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе
перед ребѐнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времѐн до современности. В
связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной
действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребѐнка. Данный
принцип реализуется за счѐт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной
деятельности.
Принцип культуросообразностипредполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к
истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и
необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается
интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно
рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребѐнка природной и социальной
действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие
между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных,
дополняя и углубляя их.

РАЗДЕЛ I. Требования к уровню подготовки младших школьников
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и
культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое, в том числе на основе примеров из художественных произведений;

— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в художественных
произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения
своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной)
при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения
и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений),
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес
к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный
интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края;

-

знать:

объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоѐмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры еѐ охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трѐх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространѐнные лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своѐ местонахождение;
- приводить примеры профессий людейсельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем
мире:
анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от
состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе,
поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее
защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что
еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения
проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений,
выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств; использовать
географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;исследовать (на основе
непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других
людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе,
истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на
основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
РАЗДЕЛ II. Структура курса «Доноведение»
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
 Я и окружающий мир,
 Природа Донского края,
 Человек и природа,
 Жизнь на Дону,
 Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребѐнок сам может определить своѐ место в мире и свою сущность (я,
моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села
и большого города, в природе. Ребѐнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и еѐ
географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте
Ростовской области, символах своего края; осознаѐт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребѐнком целостно. Содержательный блок
«Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах
характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и
животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок

«Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных
изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых;
характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие
содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с
настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребѐнка, одной из актуальных проблем понятия
отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие
школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь
с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих
родственников о недавнем прошлом. Это даѐт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей
и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на
приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими
своими корнями в те далѐкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
Методические основы изучения курса «Доноведение».
 Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического
образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.
Так, например, дети получают первичные представления о своѐм крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На
уроках доноведения эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется
продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные
композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретѐнные на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного
искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время
общих праздников, деловых игр, викторин и др.
 Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают
свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших
классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Наша практика преподавания свидетельствует, что школьники часто
ограничиваются простым перечнем изображѐнных лиц и действий. Задача учителя - научить учащихся проводить
элементарный анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка
обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка. Далее устанавливается, что

изображено на заднем плане, слева, справа. Затем следует описать внешний вид людей, их действия, орудия труда, оружие,
постройки. Задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображѐнными на рисунке людьми и
предметами, выражать отношение к увиденному. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные рисунки,
но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства - по плану: 1- название памятника, 2- время его создания
(год, век или период истории), 3 – в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4 – кто его построил, 5 – внешний
вид. При этом не всегда можно будет ответить на все предложенные пункты, например, часто неизвестны авторы того или
иного творения.
 Для детей целесообразно рекомендовать такие задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и
поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать
школьный атлас Ростовской области. В рабочих тетрадях «Доноведения» представлены задания, на которых дети учатся
ориентироваться по карте: определять границы области, находить названия, указывать города и реки родного края и т.п.
 При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс
обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных
видах и формах обучения. На основании учѐта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы,
познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды
коллективной учебной деятельности учащихся:
-

парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер
взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;

-

групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);

-

командные игры, когда класс делится на две команды.

Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий
уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая
степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая
к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.
Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач;
выполнение каждой группой определѐнного задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая
пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут
непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить

эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и
традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей,
направляет еѐ на отыскивание результата.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о
месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
 При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности
(городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории,
находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
 В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы,
которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности
восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию
содержательных обобщений и понятий.
 Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего
народа. В УМК «Доноведение» представлено описание обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далѐкие
времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно
использовать и вне уроков.

РАЗДЕЛ III. Тематическое планирование курса «Доноведение»1 класс
№
урока

Тема урока

№
задания

Дата

Виды деятельности на уроке

в
тетради
1

Вводный урок. Мы
теперь не просто дети

1

05.09.2023

Поздравления детей с Днѐм знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение».
Раскрашивание картинки (с.3)

2

Родной край.

2

12.09

Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения).
Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке.

3

Времена года.

3

19.09

4

Осень. Осенние
месяцы.

4

26.09

5

Экскурсия.

5,

03.10

Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений об
осени. Сбор природного материала.

6

Осенние изменения в
природе.

6

10.10

Раскрашивание картинки (с.9). Беседа об осенних изменениях в природе.

7

Растения осенью.

7,8,10

17.10

Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал
ещѐ одно дерево». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание
картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев)

8

Листья жѐлтые летят.
Практическая работа
в каб. «Точка роста.
Биология»

10, 9,11

24.10

Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание
листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из
листьев.

9

Занятия
осенью

12

07.11

Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение
учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление
рассказа по картинке.

10

Что растѐт на огороде 13,14,15. 14.11
и в саду?

Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не
является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и
несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?»
Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам.
Ответы на задания:
13 – 1.огурец, 2.помидор, 3. морковь. 4. щавель, 5. редиска.
14 – 1. вишня, 2. слива, 3. абрикос, 4. яблоко, 5. орех, 6. лимон.

людей

Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо
всех временах года. Раскрашивание картинок (стр.6).
Ответы на задания:1.весна. 2. осень. 3. зима. 4 лето
Разгадывание кроссворда (с.7). Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа
об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание
картинки (7)
Ответы на задания: 1. сентябрь. 2. октябрь.3. ноябрь.

Что растѐт в
поле?Практическая
работа в каб. «Точка
роста. Биология»

16, 17

12

Жизнь
осенью.

18, 19

28.11

13

Осень в моѐм краю.

20

05.12

14

Экскурсия.

15

Зимняя сказка.

11

животных

21.11

15 – 1.вороний глаз, 2.земляника, 3.малина, 4.ландыш, 5.чѐрная смородина, 6. волчье
лыко, 7. виноград.
Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить
пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего
изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу.
Беседа «А ещѐ в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из
природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.)

21, 22

Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание
отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить
животных?». Беседа о перелѐтных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких)
Ответы на задания:
18 – 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5. цапля.
19 – 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ѐж, 6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка,
10.лиса, 11.кот, 12. бобры.
Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламированье стихотворений.
Составление рассказа по картинке.

12.12

Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о зиме.

19.12

Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о
зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок.
Ответы на задания: 21 – 1.декабрь, 2. январь, 3. февраль.

16

Зимние изменения в
природе.

23, 24

26.12.2023

Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок.

17

Жизнь животных
зимой.Практическая
работа в каб. «Точка
роста. Биология»

25, 26,
27

09.01.2024

Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание
отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?».
Составление рассказа.
Ответы на задания:
26- ворона, сорока и синица – всеядны; воробей, голубь любят крошки, семена, крупу;
свиристель – ягоды рябины.

18

Живой уголок.

28

16.01

19

Занятия людей зимой.

29

23.01

27 – 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6. олень, 7. сова.
Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа,
используя опорные слова из кроссворда.
Ответы на задания: 28 – по горизонтали: аквариум, попугай, ящерица; по вертикали:
террариум, фикус, рыбки, хомяк.
Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди
зимой?»
Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

20

Весна.
месяцы.

Весенние

21

Экскурсия.

22

Весенние изменения в 31,
природе.
33

23

Растения
весной.Практическая
работа в каб. «Точка
роста. Биология»

24

Жизнь
весной.

животных

25

Занятия
весной.

людей

26

Экскурсия.

27

Летние изменения в 38,39,40, 02.04
природе.
41

30

30.01

Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37)
(страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

06.02

Беседа об изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о весне.

32, 20.02

Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение.

34

27.02

Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок.

35, 36

05.03

Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка
для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.

37

12.03

Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44)
(страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

19.03

Беседа о летних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о лете.
Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе.
Чтение учителем или хорошо читающим ребѐнком (с.47) (страничка для чтения).
Раскрашивание картинок.

28, 29

Что растѐт на лугу?

42

09.04
16.04

30, 31

32, 33,
34

Экскурсия на водоѐм
Что растѐт у водоѐма?

43

Жизнь
животных
летом. Занятия людей
летом

44, 45

23.04
30.04
07.05
14.05
21.05

Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание
картинок.
Беседа водоѐмах края. Рисование. Разгадывание кроссворда, загадок о растениях
водоѐма. Беседа «Как вести себя на водоѐме». Раскрашивание картинок.
Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (с.52) (страничка
для чтения). Учимся рисовать птиц и животных. Беседа «Чем могут заниматься люди
летом?» по картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.
Сочинение.

Учебно-методический комплект курса «Доноведение»
для учащихся
1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю.Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону
«Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2023.
2. Сухаревская Е.Ю., БакреваМ.Н.,ЗыбинаЕ.А.,Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2023.

Ростов-на-Дону:

3. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А.,СтепановаТ.Г.ТкаченкоА.Г.Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2023.

Ростов-на-Дону:

4. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2023.
5. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение:
Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2023.
для учителя
1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и
исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство
БАРО – ПРЕСС», 2023.
2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А.,СтепановаТ.Г.ТкаченкоА.Г.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных
мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 20023.

3. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки
уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС»,
2023.
4. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение:
Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону:
«Издательство БАРО – ПРЕСС», 2023.
5. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»
Рекомендуемая дополнительная литература для учителя
1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2022.
2. Алмазов Б.А. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.
3. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
4. Вавилина В.А. , Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
5. Донской народный костюм. СостТ.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
6. Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
7. Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
8. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.
9. Моложавенко В. Тайны донских курганов. Ростов,1967.
10. Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост.
Е.Ю.Сухаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
11. По старым казачьим станицам. Под.ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
12. Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
13. Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
14. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.
14. Чѐрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».