Кружок Медиацентр

МБОУ Николаевская СОШ
Пролетарского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
МБОУ Николаевской
СОШ
____________________
___ Пугачева Е. И.

СОГЛАСОВА
НО

УТВЕРЖДЕНО
Директор

Заместитель
директора по УВР

МБОУ Николаевской СОШ

___________________
Пугачева Е. И.

_________________________
Галицина Н. Н.
Приказ № 32 от 28.08.2023г

28.08.2023г.

Протокол № 1 от
25.08.2023 г. № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию кружок «Школьный медиацентр»
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование 5 класс
Количество часов - 70
учитель: Могильная В.А.

2032-2024 уч. год.










Программа дополнительного образования«Школьный медиацентр»разработана в
соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября2014г.№1726-р
Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 г. №52831.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33660);
Авторская программа опирается на программу развития универсальных учебных действий,
примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и
социализации учащихся.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, направлена
на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие
лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей.
Цели и задачи программы
Развитие личности подростков, их творческих способностей, навыка устных и письменных
публицистических выступлений, формирование гражданской позиции учащихся средством
создания школьной газеты.
Создание условий для оптимальной социальной и творческой реализации личности обучающихся,
их интеллектуального совершенствования.
Предлагаемая программа позволяет решить следующие задачи:
1.Образовательные
- повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу;
- совершенствование и развитие навыков литературного творчества;
- повышение грамотности обучающихся.
2. Воспитательные
- сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы;
- воспитание информационной культуры;
- воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции.
3. Развивающие
- повышение коммуникативных способностей детей;
- повышение статуса детей в школьном коллективе;
- развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую деятельность.
Срок реализации программы 1 год - 70 ч
Режим занятий – занятия проводятся 1раз в неделю по 2 часа
Формы и методы обучения:
•
Публичные выступления;
•
Актерская грамота;
•
Художественное чтение;
•
Тренинги;
•
Работа над текстом;
•
Мероприятия и психологические практикумы;
•
Экскурсии, беседы

Формы и методы контроля:
 организация тестирования, сдача проектов;
 проведение викторин, смотров, мероприятий;
 игр-состязаний;
 анализ результатов деятельности
Оборудование:
1. Компьютер с выходом в Интернет.
2. Проектор.
3. Плакаты и презентации по темам
4. Цифровой фотоаппарат с функцией видеосъѐмки
5. Принтер
6. Аудиоапаратура
Требования к уровню подготовки обучающихся
Освоение обучающимися указанных в программе как теоретических, так и практических знаний,
умений, навыков журналистской деятельности, а именно:
Предметные знания в следующих областях: журналистика как форма информационной
деятельности; журналистика как профессия; информационный рынок; роль журналиста в
становлении общественного мнения; приемы риторики; создание журналистского текста;
основные газетные жанры; редактирование; редакционный коллектив; структура газетного
номера; иллюстрации в газете; макетирование и верстка газеты.
Предметные умения и навыки – навыки анализа текста как конечного результата журналистской
деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках;
первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные
элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с
научной и справочной литературой.
Интеллектуальные умения и навыки – умение излагать собственную мысль, аргументировать свою
точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.
Мыслительные навыки – навыки оперирования формулировками, определениями; навыки
постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.
Обучающиеся должны знать ключевые понятия журналистики, этапы ее развития, принципы
организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности.
Учащиеся должны знать:
- тема, идея (основная мысль текста), его композиция,
- типы речи, стили речи,
- изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения,
метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность,
образность, эмоциональность, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность,
точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.
- жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья.
Учащиеся должны владеть умениями и навыками оказания первой помощи:
Учащиеся должны уметь:
- собирать материал, систематизировать его,
- строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему,
- доказывать свою собственную точку зрения,
- интересоваться мнением других людей,
- составлять план,

- создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах,
- собирать материал
- грамотно излагать свои мысли,
- создавать макет будущего номера
- редактировать созданный материал
- работать в компьютерных программах MS Word, Paint, MS PowerPoint и MS OfficePublisher.
Ценностные ориентиры программы кружка «Школьный медиацентр» базируются на требованиях
и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных
универсальных учебных действий.
Результаты в сфере личностных универсальных учебных действий:
- приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе
подготовки выпусков репортажа;
- получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
- понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности.
Результаты в сфере регулятивных универсальных учебных действий:
-Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать
инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.
-Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности и корректировать
выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на
определенном этапе.
-Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к
волевому усилию и преодолению препятствий ).
-Формирование умение давать самооценку результату своего труда.
Результаты в сфере познавательных универсальных учебных действий:
-Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в
жизни общества.
-Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского
интереса к школьной прессе.
-Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в
устной и письменной форме.
-Формирование умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя
различные методы (анкетирование, опрос, интервью).
-Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах
газеты.
-Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания(обучение
кружковцев приѐмамкомпьютерной верстки газеты).
-Развитие творческих способностей обучающихся.
-Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.
-Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.
Результаты в сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
-Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач.
-Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации.
-Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
-Формирование уважения к собеседнику.
-Формирование у учащихся толерантного сознания.
-Основная форма организации – учебные занятия (индивидуальные и групповые).
-Реализация программы «Школьный медиацентр» предусматривает следующие формы работы с
обучающимися: занятия теоретического плана и практические занятия по сбору и обработке
информации, работу по верстке видеогазеты.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание программы
1. Вводное занятие
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Наименование темы
Введение. Вводное занятие.
Телевидение в системе СМИ.
Журналистские профессии на телевидении
Основы тележурналистики
Основы видеомонтажа
Основы операторского мастерства
Создание и защита видеопроектов
Итого

всего

Количество часов
теория
практика

2

2

2

2

2

2

32

22

10

11

7

4

11

5

6

8

3

5

68

43

25

2.Телевидение в системе СМИ
Место телевидения в системе СМИ. Функции телевидения (информационная, культурнопросветительская,
интегративная,
социаль-но-педагогическая
или
управленческая,
организаторская, образовательная и рекреативная).
История и тенденции развития телевидения и тележурналистики.
3.Журналистские профессии на телевидении
Редактор, продюсер, корреспондент (репортер), комментатор и обоз-реватель, диктор и ведущий
новостей, шоумен, модератор, интервьюер.
Критерии оценки профессиональной деятельности на ТВ.
4.Основы тележурналистики
Основные жанры журналистики: интервью, беседа и дискуссия, ток-шоу, пресс-конференция,
брифинг, комментарий и обозрение, очерк, эссе и зарисовка.
Интервью - особенности жанра, его виды: интервью - монолог; интервью - диалог; интервью зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Очерк — близость к малым формам художественной литературы — рассказу или короткой
повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность
воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Репортаж как основной жанр ТВ. Определение репортажа. Событийный (новостной) репортаж.
Информационный (проблемный) и аналитический репортажи. Структура и композиция
телерепортажа.
Тема. Подводка ведущего. Текст. Основные принципы подготовки текста. Указание источников
информации и цитирование. Закадровый текст. Stand-up и синхрон в репортаже. Взаимодействие
корреспондента и оператора.
Жесты и мимика как невербальные средства общения. Язык поз и жестов. Внешний облик.
Упражнения для снятия аудиторного шока.
Орфоэпия и техника речи. Орфоэпические нормы современного русского языка: ударение. Речь и
дыхание.
Артикуляция. Звук. Дикция.
Режиссура. Основные принципы верстки информационной программы.

Этика и право в работе тележурналиста. Кодекс профессиональной этики российского
журналиста. Анонимные источники информации. Личная жизнь и общественный интерес.
Конфиденциальные сведения. Съемки «скрытой камерой».

Практическое задание: создание собственных текстов различных жанров журналистики, запись
закадрового текста разных жанров, создание собственного стиля телеведущего, языковые
тренинги, анализ документов, регламентирующих деятельность журналиста.
5.Основы видеомонтажа
Программы для производства и обработки видеоматериалов: WindowsMoveMaker, PinnacleStudio,
AdobePremierPro, AdobeAfterEffectPro, Boris RED 3D, Maya. Захват видеофрагментов с камеры.
Разрезание видеофрагментов.
Использование плавных переходов между кадрами. Использование в фильме статичных картинок.
Добавление комментариев и музыки в фильм. Основы монтажа в WindowsMovieMaker.
Практическое задание: создание фильма с использованием статических картинок, с
видеофрагментами, добавление в фильм комментариев и музыки, использование переходов между
кадрами.
6.Основы операторского мастерства
Устройство и управление видеокамеры, приемы работы с видеокаме-рой. Использование
трансфокатора («зума»).
Глубина резкости. Освещение. Построение кадра. Правило «тройного деления». Кадр. План.
Основные виды съемок.
Запись звука. Основные технические средства видеозаписи и видеомонтажа. Микрофоны.
Практическое задание: работа с видеокамерой, съѐмка сюжетов.
7. Создание и защита творческих проектов
Практическое задание: создание и защита групповых творческих проектов

Тематическое планирование
№
урока
по
плану

Дата
Тема урока

Знакомство с программой кружка. Инструктаж по
технике безопасности.
Организационные вопросы по работе медиацентра

15.09

Место телевидения в системе СМИ. Функции
телевидения.
История и тенденции, развития телевидения и
тележурналистики.
Журналистские профессии на телевидении.

22.09

Критерии оценки профессиональной деятельности на
ТВ.
Основные жанры тележурналистики. Лекция.

29.09

Презентация, тест по теме «Основные жанры
тележурналистики»
Интервью.
Мультимедиа-лекция
Интервью.
Практическая работа в парах
Комментарий и обозрение. Лекция-презентация.

06.10

20.10

13

Комментарий и обозрение.
Практическая работа в парах
Подготовка вопросов для интервью.

14

Написание комментария.

27.10

15

Эссе. Очерк. Индивидуальная практическая работа

10.11

16

10.11

17

Работа в парах. Подбор фото и видео материала для
создания видео зарисовки
Очерк. Зарисовка.

18

Практическая работа по подготовке видео очерка.

17.11

19

Репортаж как основной жанр ТВ.

24.11

20

Разновидности репортажа.

24.11

21

Текст.

01.12

22

Основные принципы подготовки текста.

01.12

23

Закадровый текст. Видео лекция.

08.12

24

Практическое занятие «Запись закадрового текста»

08.12

25

Структура и композиция телерепортажа.

15.12

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

15.09

22.09
29.09

06.10

13.10
13.10
20.10

27.10

17.11

26

Stand-up и синхрон в репортаже.

15.12.

27

Невербальные средства общения.

22.12

28

Тренинг по теме «Невербальное общение»

22.12

29

Орфоэпические нормы современного русского языка.

29.12

30

Индивидуально групповые языковые тренинги.

29.12

31

Речь и дыхание.

12.01

32

Артикуляция.

12.01

33

Дикция.

19.01

34

Дикция – групповой тренинг.

19.01

35

Имидж ведущего.

26.01

36

Внешний облик.

26.01

37

Этика и право в работе тележурналиста.

02.02

38

02.02

42

Основы режиссуры репортажных жанров. Основные
принципы верстки информационной (новостной)
программы.
Программы для производства и обработки
видеоматериалов.
Основы монтажа в WindowsMovieMaker- мультимедиа
лекция
Основымонтажав Windows Movie Maker Adobe Premier
Pro, Adobe After Effect Pro –проектированныйсеминар.
Использование в фильме статичных картинок

43

Захват видеофрагментов с камеры.

02.03

44

Разрезание видеофрагментов.

02.03

45

Использование плавных переходов между кадрами.

09.03

46

Использование плавных переходов между кадрами индивидуальная проектная деятельность.
Добавление комментариев и музыки в фильм.

09.03

16.03

49

Индивидуальная проектная деятельность «Добавление
комментариев и музыки в фильм»
Презентация творческих проектов. Рефлексия.

50

Устройство видеокамеры. Лекция

23.03

51

Цифровая видеокамера. Демонстрационное занятие.

30.03

52

Основные правила видеосъѐмки. Лекция

30.03

39
40
41

47
48

09.02
09.02
16.02
16.02

16.03

23.03

53

Основные правила видеосъѐмки. Практикум

06.04

54

Съѐмка видео сюжета.

06.04

55

Практическая работа съѐмочной группы. Съѐмка видео
сюжета
Композиция кадра. Лекция

13.04

57

Композиция кадра.
Практикум

20.04

58

Человек в кадре. Практикум

20.04

59

Внутрикадровый монтаж. Практикум

27.04

60

Съѐмка видео сюжета

27.04

61

Групповая работа над видео проектами «Они
приближали Победу»; «Бессмертный полк»;
Монтаж видео проектов.

04.05

Открытый видео просмотр проектов «Они приближали
Победу»; «Бессмертный полк»;
Групповая работа над видео проектами «День
космонавтики»; «День здоровья»
Монтаж видео проектов.

11.05

Открытый видео просмотр проектов «День
космонавтики»; «День здоровья»
Подготовка видео репортажа «Вот и окончен год
учебный»
Фестиваль видео проектов. Подведение итогов.

18.05

56

62
63
64
65
66
67
68

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
совета МБОУ Николаевской СОШ
_______________ Пугачева Е.И.

13.04

04.05

11.05
18.05

25.05
25.05

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
______________ Могильная В.А.

Необходимые материалы:
Баннер 1шт
Галстуки 17 шт
Бумага 1 пачка
Цветная бумага 1 пачка
Микрофон для интерьвью


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».