Кружок Семи цветик

МБОУ Николаевская СОШ
Пролетарского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании
методического совета

Заместитель директора
по УВР

МБОУ Николаевской СОШ

___________________

_________________________

_______________________
Пугачева Е. И.

Пугачева Е. И.

Галицина Н. Н.

28.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ Николаевской СОШ

Приказ № 32 от 28.08.2023г

Протокол № 1 от
25.08.2023 г. № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию кружок по биологии «Семи цветик»
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование 5 класс
Количество часов - 34
учитель: Могильная В.А.

2023-2024 уч. год.

Пояснительная записка
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете
поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в
процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это
основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Среди отличительных особенностей программы кружка можно назвать следующие:



Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
Добавлен раздел изучения особенностей природы Ростовской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании
различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биологоэкологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит обучающимся, с одной стороны, расширить свои
знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным
биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Курс рассчитан на 34 часов в год (1 год обучения). Он включает теоретические и практические занятия по ботанике и зоологии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми
организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли
человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:

Образовательные







Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических
знаний.
Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими
и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения
в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие










Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и
систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные




Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях



Групповая
Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе:
1 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
4 Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:











положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых,
подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня,
фестивалях, смотрах, соревнованиях.
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и
экологии;
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать
с научной и учебной литературой;
сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной экологокраеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
ведение здорового образа жизни.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.
 Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией
по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, пассивное участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности.
 Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией
по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу,
проводить исследования и опросы, иметь представление об исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
 Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу,
умение анализировать литературные источники и данные исследований и
опросов, выявлять причины, проводить исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Формы контроля
Тема
Организационное занятие
Ботанические занятия
Зоологические занятия
Микробиологические
занятия
Творческие занятия
Подведение итогов

Форма контроля
Беседа, игра, результаты экскурсии и творческих
работ
Беседа, решение кроссворда, результаты творческих и исследовательских работ
Беседа, результаты творческих и исследовательских работ
Беседа. Сообщения. Презентации творческих групп
по результатам работы. Викторина
Беседа, сообщения. Презентации творческих групп
по результатам работы
Викторина «Занимательная биология»

Формы подведения итогов реализации программы.
 Диагностическое исследование ЗУНов;
 Итоговые выставки творческих работ;
 Организация и участие в общешкольных мероприятиях;
 Портфолио и презентации исследовательской деятельности на заседании
школьного научного общества;
 Участие в конкурсах различного уровня
Учебно-тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Разделы
Организационное занятие
Ботанические занятия
Зоологические занятия
Микробиологические занятия
Творческие занятия
Итого:

Количество часов
Всего
Теория Практика
1
1
7
3
4
7
3
4
6
2
4
13
4
9
34
13
21

СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационное занятие. На первом ознакомительном занятии члены
кружка продемонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах органического мира, выскажут свои замечания и пожелания по работе кружка, распределят между собой основные темы лекционных выступлений.
2. Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов,
практические занятия). Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты ( в том числе просмотр видеофильма «Чудеса ботанического мира», работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции кабинета биологии.
3. Зоологические занятия (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях
члены кружка познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы и т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.), узнают как можно
изучать животных и где могут пригодиться эти знания
4. Микробиологические занятия (доклады учащихся, лабораторные работы,
составление и просмотр компьютерных презентаций). Микробиологические занятия помогут лучше узнать загадочный мир бактерий, растений, животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и приготовлении микропрепаратов.
5. Творческие занятия. Занимательные занятия: шарады, биологические омонимы, викторины и др.

Календарно – тематическое планирование
№
п\п
1

Тема занятия
Введение. Организационное занятие

Вид деятельности

Дата

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

24

25

Мир растений. Особенности и многообразие.
Осенний пейзаж.
Тайны жизни растений.
Кто такие? Где живут? Определение
растений.
Съедобные и ядовитые растения.
Лекарственные растения.
Растения красной книги Смоленской
области.
Занимательная ботаника. Биологические шарады.
Занимательная ботаника. Биологические омонимы.
Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».
Мир животных. Особенности и многообразие животных
Мир беспозвоночных животных.
Определение членистоногих по рисункам и коллекции.
Мир позвоночных животных. Холоднокровные животные.
Мир позвоночных животных. Теплокровные животные.
Животные в жизни человека.
КТД. Создание настольной игры
«Мир животных »
Животные красной книги Смоленской области и меры по их охране.
Викторина. Презентация новой игры
Занимательная зоология. Шарады,
загадки.
Занимательная зоология. Верните
зверей в слова.
Занимательная зоология. Хвостатая
викторина.
Методы исследования природы.
Правила безопасности и меры первой помощи.
Исследования природы с помощью
микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропре-

Экскурсия
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

26

паратов.
Клетка растений.

27

Клетка животных.

28

Выращивание культуры инфузории –
туфельки.
Что показал нам микроскоп.

29

3034

Творческие занятия.

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Подготовка и
проведение викторин и игр для
учащихся начальной школы

Литература
1. В.А. Алексеев 300 вопросов и ответов о животных, Ярославль «Академия
развития». Энциклопедия. 1997
2. П. Доусвелл Неизвестное об известном. Животные, «Росмен», 1997
3. Брем А. Жизнь животных. М.: Эксмо, 2004.
4. Эндрю Клив Удивительные животные . Белфакс, Магна Букс, 1995
5. Эндрю Клив Аквариумные рыбки. Белфакс, Магна Букс, 1996
6. В. П. Ситников, Г. П. Шалаева, Е. В. Ситникова, Л. В. Кашинская. Мир животных АСТ, Слово, 2010
7. zoodrug.ru Энциклопедия животного мира
8. animals.3dn.ru Большая энциклопедия животных
9.
theanimalworld.ru Животные / Мир животных

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
совета МБОУ Николаевской СОШ
_______________ Пугачева Е.И.

Необходимые материалы:

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
______________ Могильная В.А.

Лаборатория по биологии для 5-6 кл
Краска для принтера


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».