Кружок Волшебная мастерская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Николаевская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании методического
совета МБОУ Николаевской СОШ

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ Николаевской
СОШ

_
Протокол № 1
от «25» 08.2023 г.

_

Пугачева Е. И. _ Галицина Н.Н.
Пугачева Е.И.. Приказ №
Приказ № 32
от «28» 08.2023 г.
от «28» 08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружковой деятельности «Волшебная мастерская»
для обучающихся 1-4 классов

х.Николаевский 2-й
2023 год

Пояснительная записка
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

Рабочая программа по кружку «Волшебная мастерская» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (в ред. приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576) «Об утверждении и введении
в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, рабочей программе курсов внеурочной деятельности МБОУ
Николаевской СОШ.
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Николаевской СОШ.
Учебного плана МБОУ Николаевской СОШ на 2023-2024 учебный год.
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательные программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования.»;
Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утверждѐнный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г.№
345 ».
В учебном плане на ведение кружка «Волшебная мастерская» отводится 2 часа. Таким образом, на ведение кружка отводится 68
часов в год, 2 часа в неделю.
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу
внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Изделия ручного труда в нашей стране обретают свою
ценность и превосходство над серийными промышленными образцами.
Одним из видов рукоделия является вязание. Умение вязать всегда пригодится в жизни. Посещение кружка «Волшебная мастерская» в
школе научит девочек вязать самые разнообразные и нужные вещи.
Программа кружка «Волшебная мастерская» предназначена для группы учащихся в возрасте 9-10 лет. Срок реализации программы – 1
года.
Учитывая индивидуальные особенности, учащиеся могут выполнять понравившиеся нетрудные изделия, обучиться основным приемам
вязания и научиться читать литературу.

Цели реализации программы
Духовно-нравственное, художественно-эстетическое развитие личности, как носителя и хранителя национальной культуры и народных
промыслов, формирование творческих способностей и художественной культуры учащихся..

Задачи кружка «Волшебная мастерская»

В процессе деятельности кружка должны быть решены следующие задачи:
1. Формирование технологической культуру по изготовлению вязанных изделий и экономической культуры.
2. Развитие самостоятельности в решении творческих задач.
3. Обеспечение учащимся возможности самопознания.
4. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, культуры поведения и безконфликтного
общения.
5. Использование в качестве объекта труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративноприкладного искусства для повышения конкурентноспособности при реализации.
6. Развитие эстетического вкуса и художественной инициативы.
Занятия в кружке будут проводиться теоретические и практические. Занятия в кружке имеют познавательный, воспитательный и
развивающий характер.
Основной целью занятия в кружке является совершенствование расширение кругозора, развитие мышления, интереса к предмету,
формирование творческих способностей, стремлений к самообразованию и самостоятельной поисковой деятельности, изобретательству и
рационализации.
В процессе кружковых занятий осуществляются межпредметные связи с общеобразовательными предметами (математика, ИЗО,
черчение, биология). На занятиях в кружке учитываются индивидуальные особенности учащихся, даются им задания в соответствии с их
интересами и склонностями.
Программой предусматривается проведение теоретических и практических занятий, тематических бесед, викторин.
На занятиях кружка учащиеся изготавливают наглядные пособия, выпускают бюллетени по наиболее значимым темам, в которых
сообщаются новые достижения науки и техники, даются краткие исторические справки, содержатся занимательные вопросы, задания,
кроссворды. Решение занимательных задач, участие в деловых играх приносят учащимся не только развлечение, но и несомненную пользу,
так как, укрепляя и развивая мышление, улучшает графическую грамотность, развивая моторику рук, помогает впоследствии им лучше
разбираться в технологии изготовления изделия, в чертежах.
Занятия в кружке имеет познавательное, воспитательное и развивающее значение. Важным является развитие у учащихся таких
межпредметных умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и
инструменты.
На занятиях кружка выделяется время для развития у учащихся умений самостоятельно работать с популярной литературой по вязанию.
Практические занятия организуются по индивидуальным заданиям таким образом, чтобы характер работ вызывал у кружковцев
познавательный интерес, способствовал развитию их пространственному воображению и мышлению. Задания подбираются с учетом
индивидуальной подготовленности и способностей членов кружка; по форме они должны быть занимательными и требующими для их
решения определенных творческих умений.

Система оценки результатов

Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки,
оценку коллективно индивидуальную (качество индивидуальной работы).
Оценка знаний и умений в результате работы кружка проводится с помощью экспресс-опросов на каждом занятии, также в кружке
проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу. Итогом работы детей является участие их в районных, городских и
областных выставках и конкурсах.

Характеристика ожидаемых результатов
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе первого года обучения предполагается, что дети получат
следующие знания и умения: умение выполнять все виды петель в вязании крючком, знать условные обозначения и уметь разбираться в
схемах, умение выполнять несложные узоры, умение изготавливать несложные сувениры, салфетки, игрушки и другие изделия.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе второго года обучения предполагается, что дети получат
следующие знания и умения: знание основных приемов вязания на спицах, умение выполнять все виды петель на спицах, знание условных
обозначений в вязании на спицах, умение читать и понимать литературу по вязанию, умение корректировать выкройку в большую или
меньшую сторону, умение изготавливать более сложные панно, подушки, покрывала, сумки и т.д.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе третьего года обучения предполагается, что дети получат
следующие основные знания и умения: умение выполнять сложные композиции, умение самостоятельно разрабатывать узоры и схемы,
умение изготавливать вязаную одежду.
Организация работы кружка
Образовательный курс программы кружка «Волшебная мастерская» рассчитан на 1 года. Возраст детей в группе – 9 - 11 лет.
Режим работы кружка
Занятие в кружке проходят 1 раз (2 занятия с перерывом 5 мин.) в неделю по 40 минут.

Содержание деятельности
Вводное занятие
Материалы, используемые для вязания: хлопок, шерсть, лен, вискоза и другие химические волокна. Их свойства. Инструменты для
вязания, материалы из которых они изготовлены. Подбор номера крючка и спицы к пряже. Сочетание цветов в изделии. Проведение
инструктажа по технике безопасности и охране труда при выполнении ручных работ.
Основные приемы вязания
Образование первой петли, вывязывание цепочки из воздушных петель, соединительный столбик. Вывязывание образца.
Вывязывание столбика без накида. Строение столбика. Способы ввода крючка в петлю основания. Разновидность узоров при различном
вводе крючка в петлю основания. Вывязывание образца.

Вывязывание столбика с одним накидом. Принцип вывязывания столбиков с накидами. Вязание столбиков с двумя, тремя и т.д.
накидами. Вывязывание образца.
Сочетание воздушных петель и столбиков с накидом и без накида. Условные обозначения в вязании крючком. Чтение и составление
схем вывязывания рисунка.
Варианты вывязывания кружев. Выбор кружева учащимися. Разбор и чтение схем вывязывания кружева. Вывязывание узкого кружева.
Филейное вязание
Условные обозначения в филейном вязании. Сочетание воздушных петель и столбика с одним накидом. Чтение схемы. Разработка
собственных узоров для изделия. Составление схемы узора. Выполнение эскиза изделия. Разработка технологии изготовления изделия.
Построение чертежа выкройки изделия в натуральную величину. Выбор материала и инструмента. Вывязывание образца. Определение
плотности вязания. Расчет количества петель.
Вывязывание изделия. Возможные варианты отделки изделия. Выполнение эскизов и составление схем вывязывания отделки. Выбор
цвета. Подбор материала и инструмента.
Вязание сувениров
Сувениры, связанные крючком. Запуск проекта. Определение потребности. Первоначальные идеи. Выбор лучшей идеи. Проработка
лучшей идеи. Исследование. Технологическая карта. Разработка этапов вывязывания сувенира. Вязание сувенира. Экономическая оценка
изделия. Оформление творческого проекта на компьютере. Самооценка. Защита творческих проектов.
Вязание мягких игрушек
Игрушки, связанные крючком. Разработка собственной игрушки. Подбор материалов и инструментов. Вязание деталей игрушки, их
сборка и отделка.
Вязаные аксессуары
Многообразие вязаных аксессуаров в современной моде. Выбор или разработка собственного аксессуара. Определение
последовательности выполнения работы. Вывязывание изделия. Отделка изделия.
Ажурное вязание
Изделия, связанные крючком в современной моде. Сочетание столбиков с накидами и воздушных петель. Чтение литературы по
вязании. Выбор изделия и его вывязывание. Подготовка работ к выставке.
Вводное занятие (2 год обучения)
Материалы, используемые при вязании на спицах: хлопок, шерсть, лен, вискоза и другие химические волокна. Их свойства.
Инструменты для вязания, материалы из которых они изготовлены. Подбор номера крючка и спицы к пряже. Сочетание цветов в изделии.
Проведение инструктажа по технике безопасности и охране труда при выполнении ручных работ.
Основные приемы вязания
Образование первой петли. Набор петель. Лицевые и изнаночные петли. Накид. Две петли, провязанные вместе налево и направо.
Последний ряд вывязывания, закрытие петель. Условные обозначения в вязании на спицах. Чтение и разработка собственных схем по
образцам вязок.
Вязание по кругу
Изделия, связанные по кругу. Соединение петель в кольцо. Вязание по кругу. Чулочное вязание. Выбор изделия: носки, варежки, гетры
и другие. Чтение литературы по вывязыванию изделий по кругу. Вывязывание изделия.

Жаккардовое вязание
Жаккардовые узоры и изделия. Перекрещивание нитей на изнаночной стороне вязания. Выбор и вывязывание изделия.
Вязание на спицах в стиле пэчворк. Творческий проект
Стиль пэчворк в вязании на спицах. Узоры и изделия. Просмотр и изучение литературы по вязанию. Выбор изделия или разработка
собственного изделия. Запуск проекта. Определение потребности. Первоначальные идеи. Выбор лучшей идеи. Проработка лучшей идеи.
Технология изготовления изделия и технологическая карта. Изготовление изделия. Возможности оформления изделия на ПК.
Экономическая оценка изделия. Рекламный проспект. Самооценка. Защита творческих проектов.
Укороченные ряды в вязании на спицах
Изделия, связанные укороченными рядами. Изучение литературы по вязанию. Выбор изделия и его вывязывание.
Вязаные аксессуары
Вязаные аксессуары в современной моде. Разработка аксессуара. Технология вывязывания аксессуара. Работа над изделием.
Тунисское вязание
Изделия, связанные по технологии тунисского вязания. Схемы, используемые для тунисского вязания. Разработка собственных схем.
Работа над изделием.
Вводное занятие (3 год обучения)
Материалы, используемые при вязании одежды на спицах и крючком: хлопок, шерсть, лен, вискоза и другие химические волокна. Их
свойства. Инструменты для вязания, материалы из которых они изготовлены. Подбор номера крючка и спицы к пряже. Сочетание цветов в
изделии. Проведение инструктажа по технике безопасности и охране труда при выполнении ручных работ.
Шарфы, палантины, шали
Вязаные шарфы, палантины, шали в современной моде. Традиционные и нетрадиционные узоры вязок, используемых в вязании
шарфов, палантинов и шалей. Выбор изделия и его вывязывание.
Головные уборы
Современные вязаные головные уборы. Обзор литературы. Разработка эскизов собственных головных уборов. Выбор изделия. Расчет
петель для своего размера, в соответствии с видом пряжи и узора вязки. Вывязывание головного убора.
Плечевые изделия. Творческий проект
Вязаные плечевые изделия в современной моде. Просмотр литературы по вязанию. Запуск проекта. Определение потребности.
Первоначальные идеи. Выбор лучшей идеи. Проработка лучшей идеи. Снятие мерок. Построение чертежа основы по инструкционной
карте. Моделирование полочки, рукавов, воротничков, манжета. Расчет количества петель для своего изделия. Вязание плечевого изделия.
Технологическая карта. Возможности оформления творческого проекта на ПК. Экономическая оценка изделия. Рекламные проспект
изделия. Самооценка. Защита творческих проектов.
Поясные изделия
Вязаные юбки, брюки, шоры в современной моде. Традиционные и нетрадиционные узоры в вязании поясных изделий. Выбор изделия.
Разработка собственных изделий. Снятие мерок. Построение чертежа основы. Моделирование. Расчет плотности вязания и количество
петель и рядов на изделие. Вязание поясного изделия. Отделка поясного изделия.
Подготовка и показ коллекции вязаной одежды
Инсценировка показа. Оформление сцены. Репетиция показа коллекции вязаной одежды. Показ коллекции вязаной одежды.

Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
- словесные (объяснение, беседа, сравнение, обобщение)
- наглядные (объяснительно- иллюстрированный)
- проблемные (исследовательский, поисковый)
- практические (самостоятельная работа).
Приемы обучения:
Игровые приемы закрепления знаний терминологии и выработки практических навыков:
Цель:
- сформировать устойчивые навыки выполнения наиболее трудных практических
операций;
- развивать коммуникативные навыки;
- активизировать мыслительные процессы.
Описание приема
1. "Организация рабочего места"
- учитель в беспорядке раскладывает на столах различные предметы, материалы и
инструменты;
- учащиеся за максимально короткое время должны подготовить рабочее место для
работы;
2. Контроль ЗУН
- учитель делит учащихся на группы;
- группы выполняют одинаковое задание в течение определенного времени (решение
кроссворда, заполнение таблицы, восстановление пропущенного звена в схеме,
ответы на вопросы);
- представитель от каждой группы устно отвечает, все члены группы
получают одинаковую оценку.
Результативность:
- развивает коммуникативные навыки;
- воспитывает чувство ответственности;
- снимает нервное напряжение при проведении контроля ЗУН.
Прием проведения контроля усвоения знаний
Цель: осуществить контроль усвоения знаний всеми учащимися за минимальное время.
Описание приема
1. Проведение тестового контроля:

- учитель объясняет условия проведения теста, проводит тест в устной или
письменной форме;
- учащиеся выполняют задания теста, обмениваются работами, проверяют работы друг друга по эталону.
2. Проведение взаимоконтроля и самоконтроля при выполнении практических операций:
- учащиеся сравнивают свои работы и работы друг друга с образцом, изготовленным учителем, находят ошибки, оценивают работы.
Результативность:
- рациональное использование рабочего времени на уроке;
- развитие у учащихся способности проводить сравнительный анализ.
Прием работы с текстом
Цель: научить извлекать из текста основную информацию.
Описание приема
- учитель сравнивает время чтения текста;
- учащиеся находят в тексте точные ответы на поставленные вопросы;
- учащиеся составляют краткий конспект;
- учащиеся составляют схему или таблицу по тексту.
Результативность:
- активизирует мыслительную деятельность;
- способствует концентрации внимания;
- учит самостоятельно извлекать необходимую информацию из текста.
Прием демонстрации выполнения пооперационной обработки изделия
Цель:
- научить выполнять трудовые операции в определенной последовательности;
- научить осуществлять самоконтроль выполнения операций.
Описание приема
- демонстрация начального этапа и конечного результата после выполнения
операции;
- демонстрация поэтапного выполнения всей технологической цепочки;
- контроль выполнения отдельных этапов учащимися;
- контроль выполнения всей технологической цепочки одной ученицей;
- повторная демонстрация выполнения всех этапов операции учителем в рабочем темпе;
- демонстрация возможных ошибок и эталона для проведения самоконтроля
выполненной операции.
Результативность:
- концентрация внимания учащихся;
- вырабатываются навыки планирования любой деятельности;
- формируются навыки осуществления самоконтроля.

Дидактический материал:
Эскизы изделий, образцы изделий, образцы вязок, инструкционные карты, методические рекомендации, тренировочные упражнения.
Материально-техническая база (приложение 1)
Оборудование: утюг, швейная машина, компьютер.
Основные инструменты и приспособления: спицы и крючки из различных материалов и номеров, иглы различного размера (№7-8),
портновские булавки, наперстки, ножницы, нож для распарывания, линейка, карандаши.
Материалы: различные клубочки пряжи, меха, бумага, картон, нитки армированные, простые, мулине и др., вата, синтепон, пуговицы.
Используемая литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

«Золотая книга рукоделий» сост. А. Григорьева – М.: Белый город, 2008. – 192 с, ил.
«Для тех, кто вяжет» сост.Л.Ю. Киреева – М. «Человек», 1989 г.
Журналы мод «Вязание».
Журналы «Валентина».
Журналы «Маленькая Диана».
Журналы «Вязание модно и просто»
Журналы «Сандра».
Интернет.

Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1, 2

3, 4, 5, 6
7, 8, 9, 10, 11,
12

Содержание работы
Повторение правил по технике безопасности. Знакомство с историей
появления вязания, работа с литературой по вязанию. Экономическая
минутка «Считай, вяжи и расходуй правильно!»
Повторение. Воздушные петли и цепочка из воздушных петель.
Столбики без накида и соединительные столбики
Повторение. Вязание по кругу «Фруктовые салфетки для кружки»

Кол-во
часов

Дата
проведения

2

01.09, 01.09

4

08.09, 08.09
15.09, 15.09
22.09, 22.09
29.09, 29.09
06.10, 06.10

6

13, 14
15, 16
17, 18

19, 20
21, 22
23, 24,
25,26
27, 28, 29, 30,
31, 32,

Столбики с накидом (1 и 2 накида)
Коллективное изготовление картины «Букет для вас»
Игра «Состязание юных мастериц» (проверка знаний по
терминологии, знание названий инструментов, усвоение правил по
технике безопасности)
Вязание по выбору «Символ года» (магнитик)
Вязание и сбор изделия «Символ года» (магнитик)
Вязание объѐмной игрушки по выбору (символ года)

2
2
2

13.10, 13.10
20.10, 20.10
27.10, 27.10

2
2
4

Вязание поделок к конкурсу «Пасхальный сувенир»

6

Работа с литературой (чтение журналов по вязанию, обсуждение
работ и чтение схем вязания).
Вязание поделок к конкурсу «Надежда»

1

10.11, 10.11
17.11, 17.11
24.11, 24.11
01.12, 01.12
08.12, 08.12
15.12, 15.12
22.12, 22.12
29.12

6

29.12.2023

Вязание игрушек по собственному выбору, оказание помощи друг другу

6

46, 47, 48, 49,

Вязание объемных тюльпанов и ирисов

4

50, 51, 52, 53

Вязание на космическую тематику (ракета, инопланетянин и др.)

4

54, 55, 56, 57,
58

Вязание на военную тематику по выбору (оказание индивидуальной
помощи)

5

59, 60

Составление и выполнение проекта «Космические просторы»

2

12.01.2024
12.01
19.01, 19.01
26.01, 26.01
02.02, 02.02
09.02,09.02
16.02, 16.02
01.03, 01.03
15.03, 15.03,
22.03, 22.03
05.04
05.04,
12.04, 12.04

33
34, 35, 36, 37,
38, 39
40, 41, 42, 43,
44, 45

61, 62,

Вязание квадрата с изменением цветового ряда

2

19.04, 19.04

63, 64, 65, 66

Вязание на свободную тему

4

26.04, 26.04,
10.05, 10.05

67, 68

Организация выставки для родителей и обучающихся школы

2

17.05, 17.05

69, 70

«Круглый стол» обмен впечатлениями о проделанной работе,
вручение буклетов.

2

24.05, 24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».