1 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области МБОУ Николаевская СОШ РАССМОТРЕНО на заседании методического совета МБОУ Николаевской СОШ _______________________ Пугачева Е. И. Протокол № 1 от 25.08.2023 г. № 1 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________ Пугачева Е. И. 28.08.2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Николаевской СОШ _________________________ Галицина Н. Н. Приказ № 32 от 28.08.2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» 10-11 класс Составитель: Моисеенко Галина Алексеевна Педагог дополнительного образования х.Николаевский-2й 2 Пояснительная записка Примерная рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность» на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общегообразования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учѐтом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организациипрограмм по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенцийпо финансовой грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг. Примерная рабочая программа курса «Финансовая культура» основана на преемственности с программой для уровня основного общего образования.Лежащие в еѐ основе положения предполагают формирование устойчивых личных установок в рамках финансовой культуры старших подростков. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включаетценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников. Программа по финансовой грамотность предполагает использование образовательной технологии, в основе которой лежит системно- деятельностный подход, а также применение информационно- коммуникационных технологий в сфере финансовой культуры для обеспечения практико-ориентированного и функционального использования знаний о финансах в повседневной жизни старшими подростками. Содержание программы основывается на возрастных особенностях обучающихся и предусматривает комплексное освоение компонентов финансовой культуры. В этой связи отбор содержания определяется следующими факторами, влияющими на финансовое поведение молодѐжи во время обучения на уровнесреднего общего образования: запрос на выбор профессии и профессиональное образование; завершающий этап социализации в школе, который связан с повышением социального статуса на данном уровне общегообразования; расширение взаимодействия с государственными органами и предоставляемыми услугами; усложнением потребностей, связанных с участием в финансовых отношениях; повышением роли цифровых технологийв том числе в предоставлении финансовых услуг молодѐжи и необходимостьюобеспечения безопасности в финансовой сфере. Значительное место в содержании учебного курса отводится исследованию возможностей использования инвестиций и изучению темы о деятельности фондового рынка,инструментах на этом рынке и создании условий для инвестирования денежных средств, обеспечения безопасности и защиты от рисков. Задачами реализации учебного курса «Финансовая грамотность» являются:формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся старшего подросткового возраста с опорой на прочные знания о роли государства в экономическом развитии и проведении денежно-кредитной и фискальной политики, компонентах финансовой системы, роли финансовых технологий и особенностей инвестирования, в том числе при использовании цифровых сервисов, возможностей профессионального выбора молодѐжи; развитие личности на исключительно важном этапе еѐ социализации —в старшем подростковом возрасте, становление еѐ финансовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к отношениям внутри финансовой системы, определения позиций себя как инвестора; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений и будущей пенсии; мотивации к высокопроизводительной, наукоѐмкой трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов; мотивации кприменению страховых услуг; 3 освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности,защите персональных данных при использовании интернет-сервисов, антикоррупционного поведения; развитие компетентностей функционально грамотного человека вобласти финансовоэкономических отношений: получать из разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, инвестициях, доходности финансовых инструментов; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимыхдля активного участия в экономической жизни общества, семьи; создание условий для освоения обучающимися способов успешноговзаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово- экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе; формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Курс «Финансовая грамотность» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Обществознание», «История», «Математика», «География». Место учебного курса в учебном плане Общее число часов, отведѐнных на изучение учебного курса «Финансовая культура», — 34 ч (0,5ч. в неделю в каждом классе): 10 класс и 11 класс — 34 ч. Программа учебного курса может быть использованадля организации элективных курсов (курсов по выбору) в зависимости от ресурсов образовательной организации. Планируемые результаты освоения программы учебного курса «Финансовая культура» на уровне среднего общего образованияЛичностные результаты Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своемуздоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиямпрошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовныхценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитаниюв соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как кРодине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его 4 защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного членароссийского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказыватьпервую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числеспособности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности. 5 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумногоприродопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 6 – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятияценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способреализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как квозможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: – физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты 1. Регулятивные универсальные учебные действия: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достиженияпоставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранеецелью. 2. Познавательные универсальные учебные действия: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниямв отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; 7 – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за еѐ пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членомкоманды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,эксперт и т. д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до ихактивной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты Осваивать и применять знания о финансовой системе, национальной платежной системе Российской Федерации; государственном бюджете; инфляции и покупательной способности; факторах устойчивого развития экономики и других сфер жизнедеятельности; налогообложении, налогах и их видах, налоговых вычетах; финансовомкапитале; особенностях регулирования финансового рынка в периоды кризисов; об основных формах труда; инвестировании и его механизмах; ценных бумагах; видах предпринимательской деятельности; видах капитала; участниках финансовых отношений; характеризовать финансовые потребности личности, связанные с уплатой налогов, получением социальных льгот и пособий; наѐмный труд и его особенности; современный рынок труда; трудовые ресурсы ирынок труда в Российской Федерации и возможности трудоустройства молодѐжи; роль фондовых бирж в экономике; фондовый рынок; устанавливать и объяснять взаимосвязи между сбережениями и инвестированием; способами и сферами инвестирования; прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной трудовой деятельности; использовать полученные знания об ошибках начинающего инвестора; сберегательных сертификатах; ценных бумагах, в том числе акциях и облигациях; искать и извлекать информацию о социальных льготах и пособиях;работе фондового рынка; защите персональных данных и финансовой информации при работе с цифровыми устройствами; определятьотличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов; анализировать, обобщать, систематизировать об эмоциональноминтеллекте; выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг; приводить примеры управления личным временем и финансами; ценныхбумаг и операций с ними, деятельности брокеров, дилеров, финансовыхконсультантов; мошенничества; 8 устанавливать и объяснять взаимосвязи между финансовым мошенничеством и потерями личных финансовых средств; сбережениями и инвестированием; деятельностью и видами страхования; способами и сферами инвестирования; прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной трудовой деятельности; использовать полученные знания об ошибках начинающегопредпринимателя; сберегательных сертификатах; определять и аргументировать опасность навязывания финансовых услуг; решать задачи по противодействию мошенничеству, основам финансового здоровья; овладеть смысловым чтением сложных финансовых документов; искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах;защите при работе с цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов; оценивать собственные поступки и поведение других людей в контекстезнаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых инструментов; приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых услуг; проявлять критическое отношение к рекламе инвестиционных продуктов; приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах прирешении финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических групп. Содержание учебного курса «Финансовая культура»10 -11 класс Раздел 1. Государство и финансовая система Понятие «финансовая система». Роль государства в экономике. Основные финансово экономические институты, их роль, функции и полномочия. Финансовая политика государства. Национальная платежная система. Государственный бюджет. Виды бюджета. Бюджетное устройство. Бюджетный процесс. Доходы и расходы государственного бюджета. Государственный долг. Инициативное бюджетирование. Инфляция и покупательная способность. Последствия инфляции. Факторы устойчивого развития. Основы глобального финансового рынка.Риски и ограничения глобальной финансовой системы. Раздел 2. Государство и человек Сущность налогообложения. Налоги и их виды. Налоги физических лиц. Налоговые вычеты: общая характеристика. Государственные услуги в электронном виде. Субъекты и объекты социальной защиты. Социальныепособия. Льготы. Материнский капитал. Государственная помощь семье. Пенсия. Виды пенсий. Пенсионное планирование. Баланс доходов и потребления на этапах жизненного цикла. Финансовые платформы и экосистемы. Цифровые финансовые сервисы. Рискицифровых технологий для потребителя. 9 Тематическое планирование10-11 класс (34 ч) №п/п Раздел, тема урока Содержание программы ЭлеСодержание финансовой компетентности 1. 1.1 Государство и финансовая система (17 ч) Понятие «финансовая система» 1.2 Компоненты финансовой системы Основные финансово-экономические институты, их роль, функции и полномочия. Финансовая политика государства. Финансовый рынок. Национальная платежная система 1.3 Государственный бюджет и интересы граждан Бюджет. Виды бюджета.Бюджетное устройство.Бюджетный процесс. Платежный баланс. Доходы и расходы государственного бюджета. Государственный долг. Инициативное бюджетирование 1.4 Инфляция и еѐ последствия Инфляция и покупательная способность. Последствияинфляции Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства в финансовой сфере Понимать роль Банка России в регулировании современного денежногообращения и уровня инфляции; знать, что инфляция влияетна сбережения; понимать, почему важнознать об уровне инфляции,а также о процентныхставках при выборе сберегательного продукта; знать, что гражданин имеет право на получение качественных услуг (как потребитель, собственник, налогоплательщик, инвестор и др.); понимать, что существуют финансовыеуслуги, 10 №п/п Раздел, тема урока 1.5 Государственная политика устойчивогоразвития 1.6 Международная финансовая система 2. 2.1 Человек и государство (17 ч) Налоговая система России 2.2 Права и обязанности налогоплательщика 2.3 Пенсионная система России Содержание программы ЭлеСодержание финансовой компетентности Факторы устойчивого развития. которые не регулируются Влияние устойчивого развития наличные российским финансы законодательством о правах потребителя Основы глобального финансовогорынка. (например, пенсионные, Международные расчеты. налоговые, инвестиционные). Риски и ограничения глобальной финансовой системы Сущность налогообложения.Функции налогов. Налоговаясистема. Налоги и их виды. Налоговые системы разных эпох Понимать, что правительственные решения, в том числе решения о налогах и льготах, могут влиять на личные и семейные расходы Учет налогоплательщиков. Видыналогов и сбережения; понимать, что физических лиц. такоеналоги, зачем они нужны и Налоговая декларация.Налоговые каковынаправления вычеты. использования налоговых Налогообложение самозанятых и поступлений вгосударственный предпринимателей бюджет; знать основные объектыналогообложения Пенсия. Пенсионная система. физических лиц и Персонифицированный учет соответствующие имналоги; пенсионных прав граждан. Виды пенсий. Государственная пенсия. Обязательноепенсионное страхование.Добровольное Пенсионное обеспечение.Корпоративная пенсия. Система 11 №п/п Раздел, тема урока Содержание программы Гарантирования пенсионного обеспечения 2.4 Пенсионное планирование 2.5 Социальная политика государства 2.6 Финансовые экосистемы 2.7 Электронное государство для граждан ЭлеСодержание финансовой компетентности понимать достоинства и недостатки пропорциональной и Пенсионноепланирование.Баланс прогрессивной систем доходов и потребления на налогообложения; этапах жизненного цикла знать об основных социальных Субъекты и объекты социальной защиты. выплатах,предоставляемых Виды социальныхпособий и выплат. государством; Социальные льготы. Государственные находить информацию об программы поддержки основных видах пенсий и пособий, которые обеспечиваются Финансовые платформы и экосистемы. государством; Электроннаякоммерция, находить информацию о информационныетехнологии и образ практиках инициативного жизни.Цифровые финансовые сервисы. бюджетирования, в томчисле Риски цифровых технологий для школьного; потребителя проявлять ответственность исвоевременно осуществлятьуплатуналогов; Виды электронныхгосударственных быть готовым услуг. Оплаташтрафов, налогов, ЖКХ, осуществлять госпошлин, исполнительныхтребований. взаимодействие с Способы оплатыэлектронных государствомдляполучения государственныхуслуг. Риски полагающихсявыплат и оформления электронных пособий; государственныхуслуг 12 №п/п Раздел, тема урока Содержание программы ЭлеСодержание финансовой компетентности проявлять интерес к возможности участия впроектах инициативного бюджетирования; быть готовым развивать навыкипроектнойдеятельности для целейшкольного инициативного бюджетирования; иметь представление о порталах, предоставляющих государственные услуги; знать об алгоритмах пользования сайтами и личными кабинетами ФНС России, ПФР, госуслуг и др. 3. Практикумы, проектная деятельность 4. Итоговое повторение Практические задания по содержанию раздела