ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 10-11 КЛАСС 2023-2024ГГ.

1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Николаевская СОШ
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
МБОУ Николаевской СОШ
_______________________
Пугачева Е. И.
Протокол № 1 от
25.08.2023 г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
___________________
Пугачева Е. И.
28.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ Николаевской СОШ
_________________________
Галицина Н. Н.
Приказ № 32 от 28.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
10-11 класс
Составитель:
Моисеенко Галина Алексеевна
Педагог дополнительного образования

х.Николаевский-2й

2

Пояснительная записка
Примерная рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность» на уровне
среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общегообразования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования,
Примерной программы воспитания, а также с учѐтом Методических рекомендаций
Центрального банка Российской Федерации по разработке и организациипрограмм по
основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенцийпо финансовой грамотности,
одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии
повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг.
Примерная рабочая программа курса «Финансовая культура» основана на
преемственности с программой для уровня основного общего образования.Лежащие в еѐ
основе положения предполагают формирование устойчивых личных установок в рамках
финансовой культуры старших подростков. Финансовая культура как часть культуры
общества и личности включаетценности, связанные с совокупностью традиций, норм,
правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и
умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения
финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной
финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом
планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества,
правах,
ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников.
Программа по финансовой грамотность предполагает использование образовательной
технологии, в основе которой лежит системно- деятельностный подход, а также применение
информационно- коммуникационных технологий в сфере финансовой культуры для
обеспечения практико-ориентированного и функционального использования знаний о
финансах в повседневной жизни старшими подростками. Содержание программы
основывается на возрастных особенностях обучающихся и предусматривает комплексное
освоение компонентов финансовой культуры.
В этой связи отбор содержания определяется следующими факторами, влияющими на
финансовое поведение молодѐжи во время обучения на уровнесреднего общего образования:
запрос на выбор профессии и профессиональное образование; завершающий этап
социализации в школе, который связан с повышением социального статуса на данном уровне
общегообразования; расширение взаимодействия с государственными органами и
предоставляемыми услугами; усложнением потребностей, связанных с участием в
финансовых отношениях; повышением роли цифровых технологийв том числе в
предоставлении финансовых услуг молодѐжи и необходимостьюобеспечения безопасности в
финансовой сфере. Значительное место в содержании учебного курса отводится
исследованию возможностей использования инвестиций и изучению темы о деятельности
фондового рынка,инструментах на этом рынке и создании условий для инвестирования
денежных средств, обеспечения безопасности и защиты от рисков.
Задачами реализации учебного курса «Финансовая грамотность» являются:формирование
компонентов финансовой культуры у обучающихся старшего подросткового возраста с
опорой на прочные знания о роли государства в экономическом развитии и проведении
денежно-кредитной и фискальной политики, компонентах финансовой системы, роли
финансовых технологий и особенностей инвестирования, в том числе при использовании
цифровых сервисов, возможностей профессионального выбора молодѐжи;
развитие личности на исключительно важном этапе еѐ социализации —в старшем
подростковом возрасте, становление еѐ финансовой культуры, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к отношениям внутри
финансовой системы, определения позиций себя как инвестора; способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых
сбережений и будущей пенсии; мотивации к высокопроизводительной, наукоѐмкой трудовой
деятельности, ориентированной на получение доходов; мотивации кприменению страховых
услуг;

3

освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности,защите
персональных данных при использовании интернет-сервисов, антикоррупционного
поведения;
развитие компетентностей функционально грамотного человека вобласти финансовоэкономических отношений: получать из разнообразных источников и критически
осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные
данные о деньгах, инвестициях, доходности финансовых инструментов; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимыхдля активного
участия в экономической жизни общества, семьи;
создание условий для освоения обучающимися способов успешноговзаимодействия с
различными политическими, правовыми, финансово- экономическими и другими
социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном
динамично развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в
общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий
других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Курс «Финансовая грамотность» позволяет реализовать межпредметные связи с
учебными предметами «Обществознание», «История», «Математика», «География».
Место учебного курса в учебном плане
Общее число часов, отведѐнных на изучение учебного курса
«Финансовая культура», — 34 ч (0,5ч. в неделю в каждом классе): 10 класс
и 11 класс — 34 ч. Программа учебного курса может быть использованадля организации
элективных курсов (курсов по выбору) в зависимости от ресурсов образовательной
организации.
Планируемые
результаты
освоения
программы
учебного
курса
«Финансовая культура» на уровне среднего общего образованияЛичностные
результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своемуздоровью, к
познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиямпрошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовныхценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитаниюв
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как кРодине
(Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его

4

защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного членароссийского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
–
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
–
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению,мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказыватьпервую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числеспособности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской,
проектной и других видах деятельности.

5

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения
и навыки разумногоприродопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим
вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

6

– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятияценностей
семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способреализации собственных
жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как квозможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
1.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,необходимые
для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достиженияпоставленной
цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранеецелью.
2.
Познавательные универсальные учебные действия:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниямв отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

7

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за еѐ пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членомкоманды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,эксперт и т. д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до ихактивной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты

Осваивать и применять знания о финансовой системе, национальной платежной
системе Российской Федерации; государственном бюджете; инфляции и покупательной
способности; факторах устойчивого развития экономики и других сфер жизнедеятельности;
налогообложении, налогах и их видах, налоговых вычетах; финансовомкапитале;
особенностях регулирования финансового рынка в периоды кризисов; об основных формах
труда; инвестировании и его механизмах; ценных бумагах; видах предпринимательской
деятельности; видах капитала; участниках финансовых отношений;

характеризовать финансовые потребности личности, связанные с уплатой налогов,
получением социальных льгот и пособий; наѐмный труд и его особенности; современный
рынок труда; трудовые ресурсы ирынок труда в Российской Федерации и возможности
трудоустройства молодѐжи; роль фондовых бирж в экономике; фондовый рынок;

устанавливать и объяснять взаимосвязи между сбережениями и инвестированием;
способами и сферами инвестирования; прогнозировать изменение дохода в зависимости от
собственной трудовой деятельности;

использовать полученные знания об ошибках начинающего инвестора;
сберегательных сертификатах; ценных бумагах, в том числе акциях и облигациях;

искать и извлекать информацию о социальных льготах и пособиях;работе фондового
рынка; защите персональных данных и финансовой информации при работе с цифровыми
устройствами; определятьотличия мошеннических предложений от подлинных
инвестиционных продуктов;

анализировать, обобщать, систематизировать об эмоциональноминтеллекте;
выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг;

приводить примеры управления личным временем и финансами; ценныхбумаг и
операций с ними, деятельности брокеров, дилеров, финансовыхконсультантов;
мошенничества;

8











устанавливать и объяснять взаимосвязи между финансовым мошенничеством и потерями личных финансовых средств; сбережениями
и инвестированием; деятельностью и видами страхования; способами и сферами инвестирования; прогнозировать изменение дохода в
зависимости от собственной трудовой деятельности;
использовать полученные знания об ошибках начинающегопредпринимателя; сберегательных сертификатах;
определять и аргументировать опасность навязывания финансовых услуг;
решать задачи по противодействию мошенничеству, основам финансового здоровья;
овладеть смысловым чтением сложных финансовых документов;
искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах;защите при работе с цифровыми устройствами; определять отличия
мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в контекстезнаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых
инструментов;
приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых
финансовых услуг; проявлять критическое отношение к рекламе инвестиционных продуктов;
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах прирешении финансовых задач, осуществлении проектной и
исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических групп.
Содержание учебного курса «Финансовая культура»10 -11 класс
Раздел 1. Государство и финансовая система
Понятие «финансовая система». Роль государства в экономике. Основные финансово экономические институты, их роль, функции и
полномочия. Финансовая политика государства. Национальная платежная система.
Государственный бюджет. Виды бюджета. Бюджетное устройство. Бюджетный процесс. Доходы и расходы государственного бюджета.
Государственный долг. Инициативное бюджетирование.
Инфляция и покупательная способность. Последствия инфляции.
Факторы устойчивого развития. Основы глобального финансового рынка.Риски и ограничения глобальной финансовой системы.
Раздел 2. Государство и человек
Сущность налогообложения. Налоги и их виды. Налоги физических лиц. Налоговые вычеты: общая характеристика. Государственные услуги в
электронном виде. Субъекты и объекты социальной защиты. Социальныепособия. Льготы. Материнский капитал. Государственная помощь
семье. Пенсия. Виды пенсий. Пенсионное планирование. Баланс доходов и потребления на этапах жизненного цикла.
Финансовые платформы и экосистемы. Цифровые финансовые сервисы. Рискицифровых технологий для потребителя.

9

Тематическое планирование10-11 класс (34 ч)
№п/п Раздел, тема урока

Содержание программы

ЭлеСодержание финансовой
компетентности

1.
1.1

Государство и финансовая система (17 ч)
Понятие «финансовая система»

1.2

Компоненты финансовой системы

Основные финансово-экономические
институты, их роль, функции и
полномочия. Финансовая
политика
государства. Финансовый рынок.
Национальная платежная система

1.3

Государственный бюджет и интересы граждан

Бюджет. Виды бюджета.Бюджетное
устройство.Бюджетный процесс.
Платежный баланс. Доходы и расходы
государственного бюджета.
Государственный долг. Инициативное
бюджетирование

1.4

Инфляция и еѐ последствия

Инфляция и покупательная
способность. Последствияинфляции

Роль государства в экономике.
Экономические цели и функции
государства в финансовой сфере

Понимать роль Банка России в
регулировании современного
денежногообращения и уровня
инфляции;
знать, что инфляция влияетна
сбережения;
понимать, почему важнознать
об уровне инфляции,а также о
процентныхставках при выборе
сберегательного продукта;
знать, что гражданин имеет
право на получение
качественных услуг (как
потребитель, собственник,
налогоплательщик, инвестор и
др.);
понимать, что существуют
финансовыеуслуги,

10

№п/п Раздел, тема урока
1.5

Государственная политика устойчивогоразвития

1.6

Международная финансовая система

2.
2.1

Человек и государство (17 ч)
Налоговая система России

2.2

Права и обязанности налогоплательщика

2.3

Пенсионная система России

Содержание программы

ЭлеСодержание финансовой
компетентности

Факторы
устойчивого
развития. которые не регулируются
Влияние устойчивого развития наличные российским
финансы
законодательством
о
правах
потребителя
Основы глобального финансовогорынка.
(например,
пенсионные,
Международные расчеты.
налоговые, инвестиционные).
Риски и ограничения глобальной
финансовой системы
Сущность налогообложения.Функции
налогов. Налоговаясистема. Налоги и их
виды.
Налоговые системы разных эпох

Понимать, что
правительственные
решения, в том числе решения о
налогах и льготах, могут влиять
на личные и семейные расходы
Учет налогоплательщиков. Видыналогов и сбережения; понимать, что
физических лиц.
такоеналоги, зачем они нужны и
Налоговая декларация.Налоговые
каковынаправления
вычеты.
использования налоговых
Налогообложение самозанятых и
поступлений вгосударственный
предпринимателей
бюджет; знать основные
объектыналогообложения
Пенсия. Пенсионная система.
физических лиц и
Персонифицированный
учет
соответствующие имналоги;
пенсионных прав граждан. Виды пенсий.
Государственная пенсия.
Обязательноепенсионное
страхование.Добровольное
Пенсионное обеспечение.Корпоративная
пенсия. Система

11

№п/п Раздел, тема урока

Содержание программы
Гарантирования пенсионного
обеспечения

2.4

Пенсионное планирование

2.5

Социальная политика государства

2.6

Финансовые экосистемы

2.7

Электронное государство для граждан

ЭлеСодержание финансовой
компетентности

понимать достоинства и
недостатки
пропорциональной
и
Пенсионноепланирование.Баланс
прогрессивной
систем
доходов и потребления на
налогообложения;
этапах жизненного цикла
знать об основных социальных
Субъекты и объекты социальной защиты. выплатах,предоставляемых
Виды социальныхпособий и выплат.
государством;
Социальные льготы. Государственные
находить информацию об
программы поддержки
основных видах пенсий и
пособий, которые
обеспечиваются
Финансовые платформы и экосистемы. государством;
Электроннаякоммерция,
находить информацию о
информационныетехнологии и образ
практиках инициативного
жизни.Цифровые финансовые сервисы. бюджетирования, в томчисле
Риски цифровых технологий для
школьного;
потребителя
проявлять ответственность
исвоевременно
осуществлятьуплатуналогов;
Виды электронныхгосударственных
быть готовым
услуг. Оплаташтрафов, налогов, ЖКХ, осуществлять
госпошлин, исполнительныхтребований. взаимодействие с
Способы оплатыэлектронных
государствомдляполучения
государственныхуслуг. Риски
полагающихсявыплат и
оформления электронных
пособий;
государственныхуслуг

12

№п/п Раздел, тема урока

Содержание программы

ЭлеСодержание финансовой
компетентности
проявлять интерес к
возможности участия впроектах
инициативного
бюджетирования;
быть готовым развивать
навыкипроектнойдеятельности
для целейшкольного
инициативного
бюджетирования;
иметь представление о
порталах,
предоставляющих
государственные услуги;
знать об алгоритмах
пользования сайтами и
личными кабинетами ФНС
России, ПФР, госуслуг и др.

3.

Практикумы, проектная деятельность

4.

Итоговое повторение

Практические задания по
содержанию раздела


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».