Роднаярусская литература 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Николаевская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета

Заместитель директора

МБОУ Николаевской СОШ

по УВР

_________________
Пугачева Е. И.
Протокол № 1
от«25» 08 2023 г.

__________________
Пугачева Е. И.
Приказ № 32 от
«28» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родная литература (русская)»
для 11 класса среднего общего образования

х. Николаевский 2-й
2023г

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Николаевской СОШ
___________________
Галицина Н. Н.
Приказ № 32 от
«28» 08 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 11 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и
14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически
ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской
Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию
их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
- отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
- более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы
как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская)
литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отве-

дённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача —
расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной
области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером
курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
- воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма
и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
- формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
- осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
- развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
- приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога
культур всех народов Российской Федерации;
- осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических
ценностей;
- выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
- получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других
народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
- выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
- формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

- накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений
произведений родной русской литературы;
- формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИСТСКИЕ ИСКАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА (1 час)
«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре
«нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.
Опорные понятия: реализм, модернизм, декаданс.
Внутрипредметные связи: взаимодействие литературных направлений; творчество Л.Н. Толстого и А.П. Чехова на рубеже веков.
Межпредметные связи: литература и искусство начала XX века.
А. И. КУПРИН (2 часа)
Рассказ «Гранатовый браслет». Повесть «Олеся».
Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в
психологической обрисовке характеров и ситуаций.
Опорные понятия: очерковая проза, символическая деталь.
Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в прозе А.И. Куприна.
Межпредметные связи: роль обособленных определений в «Гранатовом браслете»; Л. ван Бетховен. Соната № 2 (ор. 2. № 2) Largo
Appassionato (к рассказу «Гранатовый браслет»).
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ (1 час)
Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»:
поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные течения в русской поэзии начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм).
Опорные понятия: символизм, акмеизм, футуризм, двоемирие, мистическое содержание, символ.
Внутрипредметные связи: поэзия русского модернизма и традиции XIX века.
Межпредметные связи: поэзия начала XX века в контексте русского «культурного ренессанса».
СИМВОЛИЗМ И РУССКИЕ ПОЭТЫ-СИМВОЛИСТЫ (1час)
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Я. Надсона, К. М. Фофанова, К. К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приёмы художествен-

ной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов и др.).
Опорные понятия: программная лирика, образ-символ, звукообраз.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов; поэтические открытия А. А. Фета, их значение для русского
символизма.
Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В. Э. Борисов-Мусатов, М. А. Врубель, К. С. Петров-Водкин и др.); символизм в музыке (А. Н. Скрябин).
ПОЭЗИЯ В. Я. БРЮСОВА И К. Д. БАЛЬМОНТА (1 час)
Серия книг «Русские символисты» под редакцией В.Я. Брюсова — дерзкий дебют символистов. Использование оксюморона как доминирующей стилистической фигуры. «Элементарные слова о символической поэзии» К. Д. Бальмонта.
Опорные понятия: звукообраз, музыкальность стиха, оксюморон.
Внутрипредметные связи: античный миф в символистской поэзии.
Межпредметные связи: музыкальные образы в лирике К. Д. Бальмонта.
«ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИМВОЛИЗМ» (2 часа)
Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм
(группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. А. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии ХХ века. Взаимовлияние символизма и реализма.
И. Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И.
Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И. Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И. Ф. Анненского.
Опорные понятия: акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.
Внутрипредметные связи: индивидуальное творчество и «цеховые» отношения между поэтами.
Межпредметные связи: поэзия и живопись кубофутуристов.
Н. С. ГУМИЛЁВ (2 часа)
Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии
Н. С. Гумилёва. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилёвского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического
эпоса» Н. С. Гумилёва. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.
Опорные понятия: неоромантизм в поэзии, лирический герой-маска.
Внутрипредметные связи: аллитерированный стих в произведениях Н. С. Гумилёва; полемика Н. С. Гумилёва и А. А. Блока о сущности поэзии; пушкинские реминисценции в лирике Н. С. Гумилёва («Заблудившийся трамвай»).
Межпредметные связи: лирика Н. С. Гумилёва и живопись П. Гогена; рисунки Н. С. Гумилёва. Для самостоятельного чтения: стихотворения
«Я конквистадор в панцире железном…», «Восьмистишие», «Память», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса».

«КОРОЛИ СМЕХА» ИЗ ЖУРНАЛА «САТИРИКОН» (1 час)
Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Чёрного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Т. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приёмов комического.
Опорные понятия: сарказм, ирония, политическая сатира.
Внутрипредметные связи: традиции русской сатиры в новеллистике А. Т. Аверченко.
Межпредметные связи: тема современного искусства в рассказах А. Т. Аверченко.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-х — НАЧАЛА 40-х ГОДОВ (3 часа)
Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Н. Васильева и М. В. Исаковского (символический образ России
— Родины). Лирика Б. П. Корнилова, Д. Б. Кедрина, М. А. Светлова, А. А. Жарова и др.
Литература на стройке: произведения 1930-х годов о людях труда («Энергия» Ф. В. Гладкова, «Соть» Л. М. Леонова, «Гидроцентраль» М. С.
Шагинян, «Время, вперёд!» В. П. Катаева, «Люди из захолустья» А. Г. Малышкина и др.).
Драматургия: «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина, «Таня» А. Н. Арбузова.
Человеческий и творческий подвиг Н. А. Островского. Уникальность и полемическая заострённость образа Павла Корчагина в романе «Как
закалялась сталь».
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. А. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Т. Твардовского «Страна
Муравия» и роман М. А. Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 1930-е годы. Ностальгический реализм И. А. Бунина, Б. К. Зайцева, И. С. Шмелёва. «Парижская
нота» русской поэзии 1930-х годов. Лирика Г. В. Иванова, Б. Ю. Поплавского, Н. А. Оцупа, Д. М. Кнута, Л. Д. Червинской, Г. В. Адамовича
и др.
О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За
гремучую доблесть грядущих веков…» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике О. Э. Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.
А. Н. Толстой. Роман «Пётр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.
Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной
концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.
Опорные понятия: песенно-лирическая ситуация, «парижская нота» русской поэзии, историко-биографическое повествование.
Внутрипредметные связи: образ «идеального» героя в литературе разных эпох, «петровская» тема в произведениях М. В. Ломоносова, А. С.
Пушкина, А. К. Толстого, А. А. Блока.
Межпредметные связи: песни на стихи М. В. Исаковского, М. А. Светлова, А. А. Жарова и др.; исторические источники романа «Пётр Первый» (труды Н. Г. Устрялова, С. М. Соловьёва и др.).
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1 час)

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времён войны (А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург, Л. М.
Леонов, О. Ф. Берггольц, В. С. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. И. Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского, Л. И. Ошанина, Е. А. Долматовского, А. А. Суркова, А. И.
Фатьянова, К. М. Симонова. «Моабитская тетрадь» Мусы Джалиля.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. И. Алигер, «Сын» П. Г. Антокольского, «Двадцать восемь» М. А. Светлова и др.).
Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» как вершинное произведение времён войны. Прославление подвига народа и русского солдата
в «Книге про бойца».
Проза о войне. «Дни и ночи» К. М. Симонова, «Звезда» Э. Г. Казакевича, «Спутники» В. Ф. Пановой, «Молодая гвардия» А. А. Фадеева,
«Повесть о настоящем человеке» Б. П. Полевого, «Судьба человека» М. А. Шолохова и др.
Опорные понятия: военная публицистика, документальная проза.
Внутрипредметные связи: «сквозные» темы прозы и поэзии военных лет.
Межпредметные связи: песенная поэзия М. Исаковского, А. Суркова, А. Фатьянова и др.
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ (2 часа)
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Я знаю, никакой моей вины…»,
«Памяти матери», «Я убит подо Ржевом», «В чём хочешь человечество вини…» и др. по выбору. Поэма «По праву памяти».
Доверительность и теплота лирической интонации А. Т. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса»
художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика
поздней лирики поэта.
«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
Опорные понятия: лирико-патриотический пафос, лирический эпос.
Внутрипредметные связи: И. А. Бунин о поэме «Василий Тёркин»; некрасовские традиции в лирике А. Т. Твардовского.
Межпредметные связи: литературная деятельность А. Т. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50–80-х ГОДОВ (5 часов)
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40–50-е годы ХХ века. Поэзия Ю. В. Друниной, М. А. Дудина, М. К. Луконина, С. С. Орлова, А. П.
Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова.
«Оттепель» 1953–1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Д. Дудинцева, В. Ф. Тендрякова, В. С. Розова, В. П. Аксёнова, А. И. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова и др.
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960–1970-х годов. Проза Ю. В. Бондарева, К. Д. Воробьёва, А. А. Ананьева, В. Л. Кондратьева, Б. Л. Васильева, Е. И. Носова, В. П. Астафьева.
«Деревенская проза» 1950–1980-х годов. Произведения С. П. Залыгина, Б. А. Можаева, В. А. Солоухина, Ю. П. Казакова, Ф. А. Абрамова, В.
И. Белова и др. Повести В. Г. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская проблематика пьес А. В.
Вампилова, прозы В. П. Астафьева, Ю. В. Трифонова, В. С. Маканина, Ю. О. Домбровского, В. Н. Крупина.

Историческая романистика 1960–1980-х годов. Романы В. С. Пикуля, Д. М. Балашова, В. А. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях
В. Т. Шаламова, Е. С. Гинзбург, О. В. Волкова, А. В. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 1970–1980-х годов. Поэзия Ю. В. Визбора, А. А. Галича, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. Н.
Башлачёва.
Опорные понятия: эстрадная поэзия, «тихая» лирика, «окопный реализм», авторская песня, «деревенская» и «городская» проза, «лагерная
проза».
Внутрипредметные связи: феномен «оттепели» в литературе разных эпох.
Межпредметные связи: отражение периодов «оттепели» и «застоя» в искусстве.
Н. М. РУБЦОВ (1 час)
Стихотворения: «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В горнице», «Душа хранит» и др.
Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образы скитальца и родного очага. Одухотворённая красота природы
в лирике.
Задушевность и музыкальность поэтического слова Н. М. Рубцова.
Опорные понятия: «тихая» лирика, напевный стих.
Внутрипредметные связи: есенинские традиции в лирике Н. М. Рубцова.
Межпредметные связи: песни и романсы на стихи Н. М. Рубцова (музыка А. Морозова, А. Лобзова, А. Васина и др.).
В. П. АСТАФЬЕВ (2 часа)
Повесть «Царь-рыба». Рассказ «Людочка» и др.
Натурфилософия В. П. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос произведений писателя. Проблема
утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества В. П. Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных
произведений писателя.
Опорные понятия: натурфилософская проза, цикл новелл.
Внутрипредметные связи: «Царь-рыба» В. П. Астафьева и «Старик и море» Э. Хемингуэя.
Межпредметные связи: взаимодействие двух стилистических пластов в прозе В. П. Астафьева; рассказ В. П. Астафьева «Людочка» и к/ф С.
С. Говорухина «Ворошиловский стрелок».
В. Г. РАСПУТИН (2 часа)
Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни».
Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального космоса. Философское осмысление социальных проблем современности. Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В. Г. Распутина.
Опорные понятия: «деревенская проза».
Внутрипредметные связи: нравственная проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и повести В. Г. Распутина
«Дочь Ивана, мать Ивана».
Межпредметные связи: особенности лексики и синтаксического строения фраз распутинских героев; экранизация повестей «Прощание с
Матёрой», «Василий и Василиса».

НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ (8 часов)
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы,
смена нравственных критериев и т. п.).
Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в её лучших проявлениях в прозе Б. П. Екимова, Е. И. Носова,
Ю. В. Бондарева, П. Л. Проскурина, Ю. М. Полякова и др. Новейшая проза Л. С. Петрушевской, С. Е. Каледина, В. П. Аксёнова, А. А. Проханова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. С. Маканина, З. Прилепина, Л. Е. Улицкой, Т. Н.
Толстой, В. С. Токаревой и др.
Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соцарт», «новая волна» и т. п.).
Поэма в прозе «Москва — Петушки» Вен.В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. О. Пелевина, её «игровой» характер.
Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И. М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю. Кибиров и др.
Поэзия и судьба И. А. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…». Воссоздание «громадного
мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.
Опорные понятия: постмодернизм, фэнтези, ироническая поэзия, эссеизм.
Внутрипредметные связи: реминисцентность, интертекстуальность современной прозы и поэзии; «вечные» темы в прозе с реалистической
доминантой.
Межпредметные связи: современная литература в контексте «массовой» культуры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 11 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;

- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического
и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1) Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
4) Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях.
2) понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность русской литературы и культуры в контексте культур народов
России; осознавать роль русских национальных традиций;
3) осмысливать характерные черты русского национального характера в произведениях о Великой Отечественной войне, о судьбах русских
эмигрантов в литературе русского зарубежья; выделять нравственные проблемы в книгах о прощании с детством;
4) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских
ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развёрнутые историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и их воплощение в других искусствах; самостоятельно формировать круг внеклассного чтения, определяя для
себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
5) осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты, владеть навыками работы с
разными источниками информации и различными способами её обработки и презентации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы

Воспитательный
компонент

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века
(1 час)
1

1
Реалистические
традиции и модернистские искания в
литературе начала
XX века.

0

0

1 учебная неделя

Слушание объяснений учителя;
объяснение
наблюдаемых явлений; анализ
проблемной ситуации.

Диалог, полилог, МЭШ
опрос, конспект
РЭШ

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

2 учебная неделя

Слушание и анализ выступления
одноклассников;
систематизация
учебного материала; анализ проблемных ситуаций.
Анализ эпизода,
сцен.

Доклад; конспект; диалог;
письменный ответ.

МЭШ

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

А.И. Куприн ( 2 часа)
2

А.И. Куприн: жизненный и творческий путь. Художественный мир
писателя. Нравственнофилософский
смысл истории о
«невозможной»
любви (анализ рассказа «Гранатовый
браслет»)

1

0

0

РЭШ

3

Внутренняя цельность и красота
«природного» человека в повести
«Олеся»

2

0

1

3-4
учебные
недели

Слушание объяснений учителя;
самостоятельная
работа с учебной
литературой;
написание докладов; объяснение
наблюдаемых явлений. Анализ образа героя.

Диалог, полилог, МЭШ
письменный отРЭШ
вет; творческая
работа; практическая работа.
Анализ текста.

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

5 учебная неделя

Отбор и сравнение
материалов по нескольким источникам; просмотр
учебного фильма;
выполнение работы практикума.
Заучивание
наизусть.

Опрос; письменный ответ; творческое задание.

МЭШ

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

Серебряный век русской поэзии (1 час)

4

Серебряный век
русской поэзии

1

0

0

Символизм и русские поэты-символисты (2 часа)

РЭШ

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

5

Символизм и русские поэтысимволисты

1

0

0

6 учебная неделя

Слушание объяснений учителя;
написание докладов; просмотр
учебного фильма.
Сопоставление
произведений.

Письменный
ответ; опрос.
Конспект.

6

Поэзия К.Д. Бальмонта и В.Я Брюсова

1

0

1

7 учебная неделя

Самостоятельная
работа с учебным
материалом; систематизация
учебного материала; выполнение
работ практикума.

Диалог; практическая работа.
Анализ поэтического текста.

МЭШ

8 учебная неделя

Слушание объяснений учителя;
систематизация
учебного материала; анализ таблицы. Анализ текста.

Диалог; опрос;
конспект; устный и письменный ответ.

МЭШ

РЭШ

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

«Преодолевшие символизм» (2 часа)
7

Поэзия И.Ф. Анненского. Особенности художественного мира

1

0

0

РЭШ

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

8

1
«Преодолевшие
символизм» (новые
течения в русской
поэзии)

0

0

9 учебная неделя

Слушание и анализ выступления
одноклассников;
работа с научнопопулярной литературой. Анализ
текста.

Диалог; конспект; устный и
письменный ответ на вопрос;
эссе.

МЭШ

10 учебная неделя

Работа со словарем. Написание
рефератов и докладов. Самостоятельный анализ
произведения.

Проект.

МЭШ

11 учебная неделя

Работа со словарем. Самостоятельная работа с

Доклад; конспект; опрос.
Анализ текста.

РЭШ

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою Родину.

Н.С. Гумилёв (2 часа)
9

10

Биография Н.С.
Гумилёва. Ранняя
лирика поэта

1

1
Тема истории и
судьбы, творчества
и творца в поздней

0

0

0

1

РЭШ

МЭШ
РЭШ

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответствен-

лирике Н.С. Гумилёва

ности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

учебным материалом. Анализ проблемных ситуаций.
Анализ текста.

«Короли смеха» из журнала «Сатирикон» (1 час)
11

«Короли смеха» из
журнала «Сатирикон»

1

0

0

12 учебная неделя

Работа со словарем. Работа с художественным
текстом. Слушание объяснений
учителя.

Опрос; доклад;
конспект.

МЭШ

Слушание объяснений учителя;
анализ выступления одноклассников; наблюдение

Диалог; опрос;
конспект; доклад.

МЭШ

РЭШ

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

Литературный процесс 1930-начала 1940-х годов (3 часа)
12

Литературный
процесс 1930начала 1940-х годов. Обзор

1

0

0

13 учебная неделя

РЭШ

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Ро-

диной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

над языковым материалом.

13

14

Литературный
процесс 1930начала 1940-х годов. Знакомство с
романом Н.А. Островского «Как закалялась сталь» и
лирикой Мандельштама. Эмигрантская «ветвь» русской литературы.
Обзор

1

1
А.Н. Толстой:
жизнь и творчество. Историческая
проза писателя

0

0

1

1

Литература Великой Отечественной войны (1 час)

14 учебная неделя

Анализ выступления одноклассников; наблюдение
над языковым материалом. Запись
плана лекции.

Диалог; опрос;
практическая
работа

МЭШ

15 учебная неделя

Отзыв о прочитан- Аналитическая
работа.
ном, пересказ с
элементами анализа текста.

МЭШ

РЭШ

РЭШ

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

15

Литература Великой Отечественной войны

1

0

1

16 учебная неделя

Слушание и анализ выступлений
одноклассников;
самостоятельная
работа с текстом.

Опрос, конспект. МЭШ
Анализ текста.
РЭШ

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

А.Т. Твардовский (2 часа)
16

А.Т. Твардовский:
очерк жизни и
творчества

1

0

1

17 учебная неделя

Составление плана Самостоятельная МЭШ
как прием анализа. работа.
РЭШ
Самостоятельный
анализ произведения.

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

17

Философская проблематика поздней
реалистической

1

0

1

18 учебная неделя

Слушание и анализ выступлений
одноклассников.

МЭШ

Воспитание
уважения к своему народу, чув-

Практическая
работа.

РЭШ

лирики А.Т. Твардовского

ства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

Написание докладов. Анализ текста.

Литературный процесс 1950–1980-х годов (5 часов)
18

19

20

Литературный
процесс 1950–
1980-х годов.
Осмысление Великой Победы 1945
года в сороковыепятидесятые годы
XX века в поэзии и
прозе

1

Литературный
процесс 1950–
1980-х годов. «Оттепель» 1953–1964
годов – рождение
нового типа литературного движения. Поэтическая
«оттепель»

1

1
Литературный
процесс 1950–
1980-х годов.
«Окопный реализм
писателейфронтовиков 1960–

0

0

0

0

1

1

19 учебная неделя

Работа с учебной
литературой; слушание объяснений
учителя.

Диалог; конспект; письменный ответ на
вопросы.

МЭШ

20 учебная неделя

Работа с учебным
материалом. Конспектирование.
Самостоятельный
анализ произведения.

Практическая
работа

МЭШ

21 учебная неделя

Написание докладов, выступлений.

Самостоятельная МЭШ
работа.
РЭШ

РЭШ

РЭШ

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа
Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа
Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости

1970-х годов»

21

22

за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

Литературный
процесс 1950–
1980-х годов. «Деревенская» и «городская» проза
1950–1980-х годов

1

Литературный
процесс 1950–
1980-х годов. Историческая романистика 1960 –
1980-х годов. Авторская песня как
песенный монотеатр 1970–1980-х
годов

2

0

0

1

0

22 учебная неделя

Анализ проблемных ситуаций.
Анализ текста.

Диалог; практическая работа

МЭШ

23-24
учебная
неделя

Слушание объяснений учителя;
написание докладов и рефератов.
Прослушивание
аудиоматериалов.
Анализ текста.

Доклад; письменный и устный ответ; творческая работа.
Анализ текста.

МЭШ

25 учебная неделя

Работа в парах;
работа с текстом.
Анализ стихотворений.

Практическая
работа; сочинение.

РЭШ

РЭШ

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

Н.М. Рубцов (1 час)
23

Поэзия Н.М. Рубцова

1

0

0

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

В.П. Астафьев (2 часа)
24

В.П. Астафьев.
Знакомство с биографией и творчеством. Анализ рассказа «Царь-рыба»

1

0

0

26 учебная неделя

Слушание выступлений одноклассников; написание
докладов. Анализ
эпизода, образа
героя.

Диалог; полилог;
конспект; творческая работа.

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

25

Проза В.П. Астафьева. Анализ рассказа «Бабушкин
праздник» («Последний поклон»),
повести «Пастух и
пастушка»

1

0

0

27 учебная неделя

Слушание выступлений одноклассников; работа с
художественным
текстом.

Опрос; устный и
письменный ответ; сочинение.

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

В.Г. Распутин (2 часа)
26

В.Г. Распутин.
Знакомство с биографией. Особенности сюжетов и
проблематика прозы писателя

1

0

0

28 учебная неделя

Отбор и сравнение
материалов; систематизация
учебного материала; объяснение
наблюдаемых явлений.

Конспект; опрос;
проект.

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

27

Проза В.Г. Распу-

1

0

0

29

Слушание объяс-

Сообщение;

Воспитание

тина

учебная
неделя

нений учителя;
слушание и анализ
выступления одноклассников; доклад. Анализ эпизода.

конспект; диалог. Анализ текста.

уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

Новейшая русская проза и поэзия (7 часов)
28

Новейшая русская 1
реалистическая
проза 1980–1990-х
годов и начала XXI
века. Обзор

0

0

30 учебная неделя

Слушание выступлений одноклассников. Работа с
публицистическим
текстом.

Письменный
ответ; диалог;
творческая работа.

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

29-30

Новейшая русская 2
реалистическая
проза 1980–1990-х
годов и начала XXI
века: эволюция
модернистской и
постмодернистской
прозы. Ироническая проза. Эссе

0

0

31-32
учебная
неделя

Слушание выступлений одноклассников. Работа с
художественным
текстом. Анализ
текста.

Диалог; опрос;
эссе.

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

31-32

Поэзия И.А. Бродского

1

0

33-34
учебная
неделя

Слушание выступ- Проект; проверочная работа.
лений одноклассников; наблюдение
над языковым ма-

Воспитание
уважения к своему народу, чувства ответствен-

2

териалом.

ности перед Родиной, гордости
за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее своего народа

Работа с текстом.

33-34

Современные литературные ситуации: реальность и
перспективы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

34

0

0

Проведение диспута. Анализ эпизодов, сцен, всего
произведения.

Опрос; устный и
письменный ответ; сочинение.

Воспитание
уважения к своему
народу,
чувства ответственности перед
Родиной,
гордости
за
свой край, свою
Родину,
прошлое и настоящее
своего
народа

Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение.Словари
1. Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В. Творогова. – М.:Просвещение, 2013
2. Русские писатели XIX – начала XX века: Библиографический словарь / Под ред. Н.Н. Ска-това. – М.: Просвещение, 2012
3. Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева.
- М.: Просвещение, 2011.
4. Русские писатели XVIII века: Библиографический словарь / Под ред. С.А. Джанумова. –М.: Просвещение, 2013.
5. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В. 2 ч. / Под ред.Н.Н. Скатова. –М.: Просвещение,2010.
6. Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение,2012.
Интернет-ресурсы Художественная литература:
4. http://www.klassika.ru–Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru–Русская поэзия 60-х годов.
Справочно-информационные и методические материалы: 1.http://www.rol.ru–Электроннаяверсия журнала «Вопросы литературы» 2.http://www.1september.ru–Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
3.http://center.fio.ru–Мастерская «В помощь учителю. Литература»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».