Современная литература 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Николаевская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического
совета МБОУ Николаевской СОШ
_________________
Пугачева Е. И.
Протокол № 1 от
«25» 08 2023 г.

Заместитель директора
по УВР
__________________
Пугачева Е. И.
Приказ № 32 от
«28» 08 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Николаевской СОШ
___________________
Галицина Н. Н.
Приказ № 32 от
«28» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по литературе
«Современная литература»
для обучающихся 11 классов

х. Николаевский 2-й
2023г.
1

Рабочая программа элективного курса по литературе
«Современная литература». 11 класс
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа элективного курса «Современная литература» для учащихся 11в
профильного (педагогического) класса составлена на основе авторской программы А. Н.
Архангельского и В.В. Агеносова, учебного плана ГБОУ Школы № 1748 «Вертикаль».
Программа реализуется на основе УМК А.Н. Архангельского и В.В. Агеносова, Н.Б.
Тралкова

«Современная

литература»

(сборник

«Программно-методические

материалы:

Литература. 10-11 классы / Сост. А.Н. Архангельский, В.В. Агеносов, Н.Б. Тралкова. - М.:
Дрофа, 2014), так как данный УМК соответствует ФГОС С(П)ОО; учитывает возрастные
особенности учащихся, построен с учётом принципов системности, научности, доступности и
преемственности;

способствует

развитию

культурологической

и

коммуникативной

компетенций учащихся.
В соответствии с учебным планом ГБОУ Школы № 1748 «Вертикаль» программа рассчитана
на 34 час (1 час в неделю).
Общая характеристика курса
Данный

курс

реализует

методологическую необходимость

сочетания

эстетического

и

исторического анализа явлений современной литературы, когда критическое осмысление
творчества

каждого

литературного
возрастным

выдающегося

процесса.
особенностям

Такое

писателя

соединение

учащихся

11

сопровождается

историческим

обозрением

наиболее полно

соответствует

психолого-

класса:

стремление

к

пониманию

общих

закономерностей, к воссозданию цельной картины мира и определению своего места и
назначения в этом мире. Литература как часть культуры ответственна за формирование
духовной

доминанты

личности,

поэтому

данный

курс,

интегрируя

и

реализуя

информационную, воспитательную и мировоззренческую функции, направлен на подготовку
учащихся старших классов к восприятию единого культурно-исторического процесса.
Курс «Современная литература» построен на основе комплексного подхода, включающего
аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения
предложенных произведений. Курс строится на сочетании лекционных, семинарских занятий,
уроков анализа текста, занятий, посвященных анализу языка, стиля, выявлению архетипов,
сходных мотивов, сюжетов, самостоятельных, творческих работ учащихся. Лекции будут
давать общетеоретический материал, вводить учащихся в проблему, наибольшее внимание
будет уделено авторам и произведениям, требующим новых,
2

современных подходов в изучении, вызывающим затруднение в понимании художественного
мира, нравственной, философской позиции автора. Самостоятельная творческая работа учащихся
завершится выступлением на уроке-практикуме, семинаре, итоговой конференции.
Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи
формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Важную
роль в осуществлении программы курса играют метапредметные связи с историей, мировой
художественной

культурой,

русской

литературой.

Такой

подход

позволяет

развивать

интеллектуальные, творческие способности, нравственные и моральные качества

учащихся,

формировать их стремление к самообразованию, а также прививать вкус к самостоятельной и
исследовательской работе. Рабочая программа построена с учетом

принципов системности,

научности и доступности, а также преемственности и перспективности

между различными

разделами курса.
Цели и задачи курса
Цели данного курса:


формирование коммуникативной и культурологической компетенций учащихся, способных и
одарённых в плане филологии, через изучение современной художественной литературы;



развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной
социализации и самореализации личности;



формирование

умений

читать,

комментировать,

анализировать

и

интерпретировать

художественный текст;


использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной
жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Результаты освоения учебного курса

Личностные:


формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории гуманитарного образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;



формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;

3



формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку;



формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми;



освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;



развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;



развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;



умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;



умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;



умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;



владение умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и

делать

выводы;


умение анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, в способности выявлять в текстах художественные образы, темы
и проблемы и выражать отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказывания;



умение совершенствовать и развивать умения аналитического чтения, интерпретации
художественного произведения; развивать читательскую самостоятельность и потенциальные
творческие способности учащихся;

4



умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;



формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;



умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей
деятельности;



владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;



формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий, коммуникативной культуры учащихся.

Основное содержание курса (34 часа)
№

Тема

Примерное

п/

количество

п

часов

Цифровые образовательные ресурсы

1

Введение в курс.
Подтекстовая
информация,
интерпретация
текста

3

Библиотека живой литературы
https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2015/work/7/pages/artdi
rection.html
Полка https://polka.academy/books

2

Автобиографизм в
современной
литературе

4

Библиотека живой литературы
https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2015/work/7/pages/artdi
rection.html
Полка https://polka.academy/books

3

Новая
реалистическая
проза. Л.
Улицкая, В.
Токарева, Л.
Петрушевская

8

Библиотека живой литературы
https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2015/work/7/pages/artdi
rection.html
Полка https://polka.academy/books

4

Военная тема в
современной
литературе

3

Библиотека живой литературы
https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2015/work/7/pages/artdi
rection.html
Полка https://polka.academy/books

5

Литературная
русская
эмиграция. С.
Довлатов

1

Библиотека живой литературы
https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2015/work/7/pages/artdi
rection.html
Полка https://polka.academy/books

6

Русский
постмодернизм. В.
Пелевин

2

7

Современная
поэзия

4

Библиотека живой литературы
https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2015/work/7/pages/artdi
rection.html
Полка https://polka.academy/books
Библиотека живой литературы
https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2015/work/7/pages/artdi
rection.html
Полка https://polka.academy/books

5

8

Осмысление
истории в
современной
литературе

2

Библиотека живой литературы
https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2015/work/7/pages/artdi
rection.html
Полка https://polka.academy/books

9

Фантастика,
утопии и
антиутопии в
современной
литературе. Т.
Толстая
Деревенская
проза. Б. Екимов

2

Библиотека живой литературы
https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2015/work/7/pages/artdi
rection.html
Полка https://polka.academy/books

2

Литературные
ресурсы
Интернета

3

Библиотека живой литературы
https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2015/work/7/pages/artdi
rection.html
Полка https://polka.academy/books
Библиотека живой литературы
https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2015/work/7/pages/artdi
rection.html
Полка https://polka.academy/books

10

11

Итого:

34

Планируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:


определять основные этапы развития зарубежной литературы;



знать содержание изучаемых произведений, их основные проблемы, важнейшие идейнохудожественные и нравственные особенности;



систематизировать

сведения

о

жизни

и

творчестве

западноевропейских

писателей,

представленных в программе курса;


знать определения основных литературных понятий, обсуждаемых в процессе изучения
элективного курса.

Ученик получит возможность научиться:


интерпретировать произведение в контексте определенной эпохи;



оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью;



охарактеризовать и оценивать главных героев произведений;



оценивать произведение с позиции современности и показывать связь западноевропейской
литературы с произведениями русской художественной литературы;



грамотно высказать и обосновать своё отношение к художественному произведению,
участвовать в беседе по вопросам литературы и общественной жизни, выполнять творческие
задания;



сопоставлять произведения литературы с произведениями живописи (иллюстрациями к ним),
с экранизациями, театральными постановками, музыкальными произведениями, созданными
на их основе.
6

Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:


основам прогнозирования.

Ученик получит возможность научиться:


основам саморегуляции эмоциональных состояний;



волевым усилиям и преодолению трудностей в достижении цели.

Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:


понимать ключевые проблемы предлагаемых в курсе произведений;



понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в
них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;



анализировать литературные произведения, определять их принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения, характеризовать его литературных героев, сопоставлять героев
одного или нескольких произведений;



определять в произведении элементы сюжета, композиции;



владеть литературоведческой терминологией при анализе литературных произведений.

Ученик получит возможность научиться:


формулировать собственное отношение к произведениям зарубежной и русской литературы:



пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств
языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные
монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;



писать сочинения, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, рефераты
на литературные и общекультурные темы, классные и домашние творческие работы;



проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным
основаниям (критериям);



проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;



использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;



осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;



произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач.

7

Тематическое планирование курса (34 часа)
№ п/п Наименование разделов и тем

Колич
ество
часов

Характеристика
основных видов деятельности учащихся

В том
числе
практикумов

Введение (3 часа)

1
1.1

Вводный урок

1

1.2

Особенности
литературного процесса
конца XX - начала XXI века

2

Осмысление многообразия форм бытования
современной литературы, книги,
электронные
книги, книги в пространстве Интернета
Записи во время «чтения с остановками»,
прогнозирование содержания, обсуждение
роли
заголовков рассказов, проверка первичного
восприятия.

Автобиографизм в современной литературе (4 часа)
2.1

Автобиографизм современной
литературе. «Герой нашего времени»
в рассказах Е. Гришковца
«Три рассказа из жизни юного
военного моряка»

2

Подготовка к дискуссии: «Человек XXI
века. Отличается ли он от человека века
XIX?» (на материале рассказов Е.
Гришковца)

2.2

Образ учителя в рассказе Е.
Гришковца «Начальник».
Составление кластера:
«Представление об идеальном
учителе в рассказе Е. Гришковца
«Начальник»

2

Планирование хода развития основной
темы и мысли, отбор и систематизация
материала с учётом замысла стиля,
определение типологической структуры
текста

Новая реалистическая проза. Портрет «героя нашего времени» и современного мира (8 часов)
3.1

3.2

3.3

Нравственная проблематика
повести Л. Улицкой «Сонечка».
Составление таблицы:
«Нравственные проблемы,
поднятые в рассказе». Развёрнутый
ответ на вопрос: «Какие проблемы
этого рассказа актуальны для вас
лично?»
Тема самоотверженной
материнской любви в рассказе Л.
Улицкой «Дочь Бухары».
Написание эссе «О чём молчит
главная героиня»

2

1

Планирование хода развития основной
темы и мысли, отбор и систематизация
материала с учётом замысла стиля,
определение типологической структуры
текста

1

1

В. Токарева. Нравственные

1

1

Создание письменных текстов; оценивание
письменных текстов с точки зрения
языкового оформления, уместности,
эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач; оценивание
письменных высказываний одноклассников;
анализ языковых единиц с точки зрения
правильности, точности и уместности их
употребления
Владение разными видами чтения в
зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста
Оценивание
текстов с точки зрения
8

3.4

3.
5

4
4.1

проблемы повести «Я есть. Ты есть.
Он есть». Сопоставление повести
В. Токаревой и экранизации
повести
1
Традиции А. П. Чехова в рассказах
Л. Петрушевской. Образ матери в
современном мире в рассказе «Как
ангел». Составление таблицы во
время чтения с остановками:
«Ожидаемое, неожиданное»
1
1
Духовное одиночество человека в
городе. Рассказ В. П. Астафьева
«Людочка». Написание эссе «Мир
природы в жизни героев
литературных героев XIX века и
героев современной литературы»
Военная тема в современной литературе (3 часа)

поставленных
проблемных
задач;
оценивание
устных
высказываний
одноклассников

Военная тема в современной
литературе. Ценность человеческой
личности в рассказе А. Генатулина
«Сто шагов на войне». Словесное
рисование. Образа героярассказчика

Адекватное понимание основной и
дополнительной информации текста;
передача содержания прочитанного текста в
сжатом виде в соответствии с ситуацией
речевого общения; овладение
практическими умениями изучающего
чтения
Владение разными видами чтения в
зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста
Владение разными видами чтения в
зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста.

Взросление молодого человека на
войне в повести К. Воробьёва
«Убиты под Москвой»
4.3 Дневниковые записи от лица А.
Ястребова о первом дне на
передовой линии фронта.
Литературная русская эмиграция (1 час)
5.1 Образ советской действительности
в повети С. Довлатова
«Компромисс». Анализ эпизодов
4.2

6.1

7.1

1

1

1

1

Планирование хода развития основной темы
и
мысли,
отбор
и
систематизация
материала с учётом замысла стиля,
определение типологической структуры
текста
Планирование хода развития основной темы
и
мысли,
отбор
и
систематизация
материала с учётом замысла стиля,
определение типологической структуры
текста

Планирование хода развития основной
темы и мысли, отбор и систематизация
материала с учётом замысла стиля,
определение типологической структуры
текста
Русский постмодернизм (2 часа)
2
Ирония – признак постмодернизма.
Адекватное
понимание
основной
и
Ирония В. Пелевина, направленная
дополнительной
информации
текста;
на лживый культ героического в
передача содержания прочитанного текста в
советскую эпоху
сжатом виде в соответствии с ситуацией
речевого
общения;
овладение
практическими
умениями
изучающего
чтения
Современная поэзия (4 часа)
И. Бродский. Анализ стихотворения
2
Осознание основных особенностей анализа
«Рождественская звезда».
поэтической речи; владение навыками
Сопоставление стихотворения И.
чтецкого
исполнения
поэтического
Бродского и одноимённого
произведения
стихотворения Б. Пастернака
1

9

7.2

Анализ стихотворения Д. Пригова
«Вот журавли
летят...»

1

1
Философское содержание
стихотворения Б.
Окуджавы «Приезжая
семья фотографируется у
памятника Пушкину»
Осмысление истории в современной литературе (2 часа)
8.1 Уроки истории в повести
2
А. Приставкина «Ночевала тучка
золотая»
7.3

Планирование хода развития основной темы
и
мысли,
отбор
и
систематизация
материала с учётом замысла стиля,
определение типологической структуры
текста
Осознание основных особенностей анализа
поэтической речи; владение навыками
чтецкого исполнения поэтического
произведения

Адекватное
понимание
основной
и
дополнительной
информации
текста;
овладение
практическими
умениями
изучающего чтения
Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе (2 часа)
8.2 Т. Толстая - размышление
2
Планирование хода развития основной темы
o будущем в повести «Кысь».
и
мысли,
отбор
и
систематизация
Взгляд писательницы на мир в
материала с учётом замысла стиля
рассказе «Ночь»
Деревенская проза (2 часа)
9.1
Б. Екимов. Образ русской деревни
1
1
Планирование хода развития основной темы
и детства в рассказах «Мальчик
и
мысли,
отбор
и
систематизация
на велосипеде», «Ночь
материала с учётом замысла стиля,
исцеления». Темы и образы
определение типологической структуры
повести «Пиночет». Написание
текста
эссе по теме: «Старики
и дети - носители духовных
ценностей в современном мире»
Литературные ресурсы Интернета (3 часа)
10.1 Знакомство с библиотекой
3
Планирование хода развития основной темы
Максима Мошкова, с её основными
и
мысли,
отбор
и
систематизация
рубриками, творческая мастерская,
материала с учётом замысла стиля,
знакомство с правилами
определение типологической структуры
публикации собственных
текста
произведений на сайте: www.lib.ru
Итого:

34

6

Литература для учителя:
Литература. Современная русская литература. 1970-1990-е годы. Книга для учителя. - М.:
«Первое сентября», 2015.
Олимпиадные задания по литературе. 11 класс / Сост. О. А. Финтисова. - Волгоград: Учитель,
2014.
Русская литература XX века. 11 класс. Учебник-практикум для общеобразовательных
учреждений / Под ред. Ю. Лыссого. - М.: Мнемозина, 2013.
Русская литература ХХ века. В 2 частях. Хрестоматия. Сост. В.В. Агеносов. - М.: Дрофа, 2014.
1
0

Современная русская литература. Элективный курс. Учебное пособие для учащихся 10-11
классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Б.А. Ланина. - М.: Вентана-Граф, 2014.
Электронные ресурсы:
Библиотека Гумер http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Fiction/index.php
Библиотека живой литературы
https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2015/work/7/pages/artdirection.html
Полка https://polka.academy/books

.

10

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».