Рабочая программа по волонтерскому кружку Доброе сердце 2023-2024 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Николаевская СОШ

РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
МБОУ Николаевской
СОШ
____________________
___ Пугачева Е. И.
Протокол № 1 от
25.08.2023 г. № 1

СОГЛАСОВА
НО
Заместитель
директора по УВР
___________________
Пугачева Е. И.
28.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ Николаевской СОШ
_________________________
Галицина Н. Н.
Приказ № 32 от 28.08.2023г

Рабочая программа
школьный волонтерский кружок
«Доброе сердце»

Составитель программы:
Моисеенко Г.А.
педагог дополнительного
образования

х.Николаевский-2й

Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Доброе сердце» (школьный волонтѐрский
кружок) составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г . №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от
29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства
образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию
и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», СанПиН
2.4.4.1251- 03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования учащихся (внешкольные учреждения)».
Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От
того, какие ценности будут сформированы у ребят сегодня, от того насколько они будут готовы
к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее
время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация
деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их
социальной активности.
В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно- значимую
деятельность. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности,
через социальную практику, подросток вступает в новые социальные отношения со
сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление
общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со
сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и
самоуважению, согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной
деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить
себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка
общественно направленную мотивацию.
Программа «Доброе сердце» (школьный волонтѐрский кружок) предполагает включение детей в
социально-значимую деятельность и в создание и реализацию социальных проектов, что
способствует приобщению их к идеям милосердия, формированию лидерской позиции,
развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.
Общая характеристика программы:
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Доброе сердце» (школьный
волонтѐрский кружок) - социально-педагогическая.
Дополнительность программы «Доброе сердце» (школьный волонтѐрский кружок) по
отношению к программам общего образования заключается в том, что в основе содержания
представленной программы лежит совместная деятельность детей и взрослого, направленная на
совместное преобразование окружающего мира, что в свою очередь приведет к формированию
гражданственности подростков.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Доброе сердце» (школьный волонтѐрский кружок) выражается в том, что «Доброе сердце»
(школьный волонтѐрский кружок), как инновационный воспитательный подход в обучении и
воспитании школьников, является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств
формирования у учащихся социального опыта, воспитания гуманности, милосердия и моральнонравственных ценностей.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в
обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного
процесса, так и к содержанию образования. В период стремительной информатизации
жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день
должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою
жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретѐнном опыте.
Новизна программы заключается в организации эффективного взаимодействия детского
объединения и других субъектов социализации – социальных партнеров – в целях нравственного
2

развития и воспитания учащихся. Данная программа комплексная, так как сочетает в себе
направленность не только на помощь людям пожилого возраста, ветеранам и инвалидам, детям,
но и овладение навыками волонтѐрской деятельности и создание условий для реализации
социальных проектов.
В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь
почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому
знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно
только совместными усилиями каждого из его членов. Почему люди идут в волонтеры? У
каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном,
это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит
безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно
молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний,
и даже возможность сделать неплохую карьеру. В наше трудное время особенно страдают
пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети – сироты. Чтобы помогать им, не обязательно
становиться на учет в специальную организацию, в детском объединении «Доброе сердце»
(школьный волонтѐрский кружок) каждый может узнать, где больше всего ждут его помощи, где
час его пребывания действует лучше самого сильного лекарства.
Добровольчество – это реализация личностного потенциала, самовыражение и самоопределение,
профессиональное ориентирование, приобретение полезных навыков, новые знакомства и море
позитивных эмоций, это не просто хобби, а стиль жизни.
Педагогическая целесообразность. Программа способствует формированию духовнонравственных качеств личности обучающихся, улучшению морально-психологического
состояния, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению
социальных проблем местного сообщества и, как следствие – всестороннему развитию
личности, профессиональной ориентации, карьерному росту.
Отличительная особенность программы заключается в развитие школьного добровольческого
движения, получении обучающимися новых знаний, развитии навыков общественной
деятельности, формировании нравственных ценностей, активной гражданской позиции,
развитие soft skills.
Срок реализации программы: 1 год
Участники программы: обучающиеся 14 - 16 лет. Объем программы —34 часа
Формы обучения – очная.
Занятия формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные
умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях,
создание и реализацию социальных проектов.
Цель и задачи программы
Цель:
формирование духовно-нравственных ценностей, активной гражданской позиции, развитие
творческих способностей, готовности включения в социально-значимую деятельность в
процессе овладения знаниями, умениями, навыками волонтерской деятельности.
Задачи:
задачи в обучении:
-познакомить с историей возникновения и развития волонтерства;
-сформировать представление о современных направлениях волонтерской деятельности;
-познакомить с нормативно-правовыми документами волонтѐрской деятельности;
-овладеть разнообразными формами организации и реализации мероприятий социального
значения;
-овладеть определенными трудовыми навыками и способствовать профессиональной
ориентации;
-обучить организации и проведению мероприятий по профилактике асоциальных явлений в
молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни;
-овладеть умением работать в дистанционном формате, используя различные платформы;
-обучить технологии социального проектирования
3

задачи в развитии:
-развить оперативность мышления; логическое, аналитическое мышление;
-развить зрительную, слуховую память;
-развить устойчивость внимания;
-развить наблюдательность, познавательную активность;
-развить выносливость;
-развивать soft skills (гибкие навыки: проактивность, коммуникативные, эмоциональный
интеллект, таймменеджмент, самоорганизация, креативность,
-умение работать с информацией, стрессоустойчивость, умение управлять людьми и работать в
команде, многозаданость, инициативность, исполнительская дисциплина)
задачи в воспитании:
-воспитывать толерантные качества личности, эмпатию, милосердие, доброту, отзывчивость;
-чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно служить обществу;
-сформировать культуру речи;
-воспитывать ответственность;
-лидерские качества, уверенность в себе;
-сформировать потребность в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении
здоровья;
-воспитывать потребность в саморазвитии и самосовершенствовании.
Планируемые знания, умения, навыки по всей программе за период обучения.
К концу обучения учащиеся должны знать:
-историю развития волонтерского движения;
-понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
-технологию социального проектирования;
-методику организации и проведения конкурсной программы, добровольческой акции;
-правила выхода из конфликтной ситуации;
-методы проведения акций и мероприятий для различных категорий благо получателей
Учащиеся должны уметь:
-владеть навыками планирования, рефлексии и самоанализа;
-уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;
-разрабатывать социальные проекты;
-выступать в роли организатора различных дел социальной направленности;
-эффективно общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми людьми;
-организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
--уметь разрабатывать игровые программы на различные темы;
устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на
заданную тему;
-владеть навыками поведения в конфликтной ситуации.
Содержание учебного плана
Помощь в организации школьного праздника, посвященного Дню знаний.
Введение в образовательную программу «Волонтѐры». Инструктаж по ТБ.
Помощь в организации акции ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом.
История волонтерской (добровольческой) благотворительной деятельности СВО.
Структура волонтерского кружка «Доброе сердце» и мотивация волонтерской деятельности.
Акция. Поздравление С Днѐм работника дошкольного образования».
Подготовка к проведению акции «Становись волонтѐром!».
Поздравление пожилых людей с Днѐм пожилого человека.
Подготовка к проведению Добро-уроков в начальной школе.
Волонтерское движение в х.Николаевском.
Игровые технологии в работе волонтера.
Основы проведения акций и благотворительных мероприятий.
Подготовка видео-поздравления ко Дню отца.
4

Подготовка видео-поздравления ко Дню отца.
Социальные аспекты и виды волонтерской (добровольческой) деятельности в молодежной среде.
Основы проведения акций и благотворительных мероприятий.
Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовка к проведению форума «Под флагом ДОБРА!».
Подготовка к проведению мероприятия посвященного Дню народного единства.
Семейное добровольчество. Социальное волонтерство.
Подготовка к изготовлению поздравительных открыток и подарков ко дню Матери.
Поздравление.
Благотворительная акция 12 ноября –Синичкин день. Изготовление кормушек для птиц.
Подготовка и проведение. Осенней недели добра.
Подготовка к проведению Бала волотѐров, в честь Международного Дня волонтѐров.
Акция. Проведение благотворительной акции «Красная ленточка».
Круглый стол «Мир равных возможностей», посвящѐнный Дню инвалида.
Проведение Новогоднего Бала волотѐров.
Подготовка и проведение Дня Героев Отечества.
Проведение акции «Наркотикам нет!» Создание листовок.
Акция «Рождественский подарок» Поздравление пенсионеров.
Проведение инфо-акции «Блокадный хлеб» в День полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады.
Инфо-акция, посвященная Сталинградской битвы.
Подготовка писем солдатам СВО, исполняющих служебный долг.
Подготовка к проведению мероприятий, посвящѐнных Дню воссоединения Крыма с Россией.
Эко-Волонтѐрство. Помощь в проведении мероприятий, посвященному Всемирному Дню Земли.
Основы проведения акций и благотворительных мероприятий солдатам СВО.
«Окна Победы». Уборка братских могил.
Планируемые результаты:
Результаты первого уровня (социально-значимые знания):
приобретения обучающимися социальных знаний о порядке проведения акций, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения, о ситуации межличностного взаимодействия.
Результаты второго уровня (развитие социально-значимых отношений):
получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,
целостного отношения к социальной реальности в целом.
Результаты третьего уровня (приобретении обучающимися опыта социально-значимого
действия):
получения опыта самостоятельного общественного действия (проведение социальных акций,
свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды,
цели, задачи;
формирование умения определять общие цели и пути их достижения, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать свое собственное поведение и
поведение окружающих;
овладение навыком осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации;
освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии.

5

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Дата
проведения
1.

Кол-во
часов
1

Темы занятий

Место
проведения
Школьный
двор

Помощь в организации школьного
праздника, посвященного Дню
знаний.
Введение в образовательную
Кабинет №13
программу «Волонтѐры». Инструктаж
по ТБ.
Помощь в организации акции ко Дню Школьный
солидарности в борьбе с
коридор
терроризмом.
История волонтерской
Кабинет №13
(добровольческой)
благотворительной деятельности
СВО.
История волонтерской
Кабинет №13
(добровольческой)
благотворительной деятельности
СВО.
Структура волонтерского кружка
Кабинет №13
«Доброе сердце» и мотивация
волонтерской деятельности.
Акция. Поздравление
Д\С Аленушка
С Днѐм работника дошкольного
образования».
Подготовка к проведению акции
Кабинет №13
«Становись волонтѐром!».

Форма
контроля
Беседа
Беседа

2.

1

3.

1

4.

1

5.

1

6.

1

7.

1

8.

1

9.

1

Поздравление пожилых людей
с Днѐм пожилого человека.

Территория
поселения

10.

1

Подготовка к проведению
Добро-уроков в начальной школе.

11.

1

12.

1

Кабинет №13

Беседа

13.

1
1

Территория
поселения
Кабинет №13

Фотоотчет

14.
15.

1

Кабинет №13

Фотоотчет

16.

1
1

Территория
поселения
Кабинет №13

Фотоотчет

17.

Волонтерское движение в
х.Николаевском.
Игровые технологии в работе
волонтера.
Основы проведения акций и
благотворительных мероприятий.
Подготовка видео-поздравления ко
Дню отца.
Социальные аспекты и виды
волонтерской (добровольческой)
деятельности в молодежной среде.
Основы проведения акций и
благотворительных мероприятий.
Особенности работы с детьми с
ограниченными возможностями
здоровья.

Кабинеты
начальных
классов
Кабинет №13

Практическая
работа
Фотоотчет
Практическая
работа
Фотоотчет
Практическая
работа
Фотоотчет
Беседа

Рефлексия
Беседа

Беседа

Беседа
Практическая
работа

Фотоотчет

Фотоотчет

6

Подготовка к проведению форума
Кабинет №13
«Под флагом ДОБРА!»
19.
1
Подготовка к проведению
Кабинет №13
мероприятия посвященного
Дню народного единства.
20.
1
Семейное добровольчество.
Социальное волонтерство.
21.
1
Подготовка к изготовлению
Кабинет №13
поздравительных открыток и
подарков ко дню Матери.
Поздравление.
22.
1
Благотворительная акция 12 ноября – Кабинеты
Синичкин день. Изготовление
начальных
кормушек для птиц.
классов
23.
1
Подготовка и проведение.
Кабинет №13
Осенней недели добра.
24.
1
Подготовка к проведению Бала
Кабинет №13
волотѐров, в честь Международного
Дня волонтѐров.
25.
1
Круглый стол «Мир равных
Территория
возможностей», посвящѐнный Дню поселения
инвалида.
26.
1
Подготовка и проведение Дня
Кабинет №13
Героев Отечества.
27.
1
Проведение акции
Кабинет №13
«Наркотикам нет!» Создание
листовок.
28.
1
Акция «Рождественский подарок»
Территория
Поздравление пенсионеров.
поселения
29.
1
Проведение инфо-акции
Кабинет №13
«Блокадный хлеб» в День полного
освобождения Ленинграда от
фашистской блокады.
30.
1
Подготовка писем солдатам
Кабинет №13
СВО, исполняющих служебный долг.
31.
1
Подготовка к проведению
Кабинет №13
мероприятий, посвящѐнных Дню
воссоединения Крыма с Россией.
32.
1
Эко-Волонтѐрство. Помощь в
Территория
проведении мероприятий,
поселения
посвященному Всемирному Дню
Земли.
33.
1
Основы проведения
Территория
акций и благотворительных
поселения
мероприятий солдатам СВО.
34.
1
«Окна Победы». Уборка братских
Территория
могил.
поселения
Итого: 34 ч.
Условия реализации программы Продолжительность учебного года:
Начало учебного года 01.09.2023 г.
Продолжительность учебного года - 34 недели.
Окончание учебных занятий 25.05.2024 г.
Занятия осуществляются в обычном режиме, согласно расписанию утверждѐнному
18.

1

Фотоотчет
Фотоотчет
Фотоотчет
Фотоотчет

Фотоотчет
Фотоотчет
Фотоотчѐт
Фотоотчѐт
Фотоотчѐт
Фотоотчѐт

Фотоотчѐт

Фотоотчѐт
Фотоотчѐт
Фотоотчѐт

Фотоотчѐт
Фотоотчѐт

7

руководителем учреждения, продолжительность занятий 45мин.
Регламент образовательного процесса:
Учебная нагрузка регламентируется Уставом, учебно - тематическими планами дополнительных
общеобразовательных программ в академических часах.
Режим занятий:
Занятия проводятся по расписанию, утверждѐнному руководителем учреждения,
продолжительность занятий 45 мин.
Продолжительность для отдыха детей между каждым занятием не менее 10-15 мин (Сан Пин
2.4.4.31 72-14 –санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования.)
Режим работы в период школьных каникул. Занятия в объединениях проводятся:
по учебному графику программы в форме учебных занятий с возможностью временного
изменения расписания с учѐтом удобства обучающихся.
по временному утвержденному расписанию, в форме экскурсий, акций, учебно- тренировочных
сборов. Календарный учебный график в полном объеме учитывает индивидуальные, возрастные,
психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и
здоровья.
Материально-техническое обеспечение программы.
- Аудиторное помещение на 17 обучающихся, обеспеченное необходимыми техническими
средствами, пособиями и соответствующее требованиям СанПиН 2.4.4.3173-14;
спортивный зал, кабинет 13, территория поселения для подготовки и проведения массовых
мероприятий.
Технические средства:
Ноутбук
Средства телекоммуникации (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта)
компьютер
принтер
звуковая аппаратура
микрофоны
бумага А4
наглядные средства, среди них брошюры, тексты сценариев, памятки.
Формы аттестации:
Образовательный процесс обучения строится на основе принципов личностноориентированного подхода. Главным предметом учебно- воспитательной деятельности
педагогов выступает процесс формирования индивидуальности подростка:
приемы активизации познавательного интереса;
создание ситуаций успеха;
методы диагностики и самодиагностики;
методы диалога;
рефлексивные приемы и методы;
опора на жизненный опыт подростка;
игровые методы.
Групповые и индивидуальные занятия:
диагностическое изучение процессов развития обучающихся;
создание оптимальных условий для самореализации обучающихся.
Обучающимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки образовательной
деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию
обучающихся, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах.
Игровые методы используются для закрепления пройденного материала.
План годовых мероприятий и организации деятельности объединения действует в течение всей
продолжительности программы.
Методические описания традиционных мероприятий.
Оценочные материалы
8

Для оценивания достижений 1 раз в полугодие проводится мониторинг образовательных
достижений, обучающихся (промежуточный и конечный), результативности их деятельности
Формы оценивания:
Вербальное выражение оценки (похвала, порицание и пр.)
материальное выражение оценивания (призы, медали, кубки, грамоты, поездки)
портфолио (командное и личное)
опрос (включает в себя вопросы по теории, проводится 1 раз в конце года)

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».