МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области МБОУ Николаевская СОШ РАССМОТРЕНО на заседании методического совета МБОУ Николаевской СОШ ____________________ ___ Пугачева Е. И. Протокол № 1 от 25.08.2023 г. № 1 СОГЛАСОВА НО Заместитель директора по УВР ___________________ Пугачева Е. И. 28.08.2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Николаевской СОШ _________________________ Галицина Н. Н. Приказ № 32 от 28.08.2023г Рабочая программа школьный волонтерский кружок «Доброе сердце» Составитель программы: Моисеенко Г.А. педагог дополнительного образования х.Николаевский-2й Пояснительная записка Рабочая программа дополнительного образования «Доброе сердце» (школьный волонтѐрский кружок) составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г . №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.4.1251- 03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования учащихся (внешкольные учреждения)». Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у ребят сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности. В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно- значимую деятельность. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности, через социальную практику, подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию. Программа «Доброе сердце» (школьный волонтѐрский кружок) предполагает включение детей в социально-значимую деятельность и в создание и реализацию социальных проектов, что способствует приобщению их к идеям милосердия, формированию лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт. Общая характеристика программы: Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Доброе сердце» (школьный волонтѐрский кружок) - социально-педагогическая. Дополнительность программы «Доброе сердце» (школьный волонтѐрский кружок) по отношению к программам общего образования заключается в том, что в основе содержания представленной программы лежит совместная деятельность детей и взрослого, направленная на совместное преобразование окружающего мира, что в свою очередь приведет к формированию гражданственности подростков. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Доброе сердце» (школьный волонтѐрский кружок) выражается в том, что «Доброе сердце» (школьный волонтѐрский кружок), как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников, является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у учащихся социального опыта, воспитания гуманности, милосердия и моральнонравственных ценностей. Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В период стремительной информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретѐнном опыте. Новизна программы заключается в организации эффективного взаимодействия детского объединения и других субъектов социализации – социальных партнеров – в целях нравственного 2 развития и воспитания учащихся. Данная программа комплексная, так как сочетает в себе направленность не только на помощь людям пожилого возраста, ветеранам и инвалидам, детям, но и овладение навыками волонтѐрской деятельности и создание условий для реализации социальных проектов. В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру. В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети – сироты. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию, в детском объединении «Доброе сердце» (школьный волонтѐрский кружок) каждый может узнать, где больше всего ждут его помощи, где час его пребывания действует лучше самого сильного лекарства. Добровольчество – это реализация личностного потенциала, самовыражение и самоопределение, профессиональное ориентирование, приобретение полезных навыков, новые знакомства и море позитивных эмоций, это не просто хобби, а стиль жизни. Педагогическая целесообразность. Программа способствует формированию духовнонравственных качеств личности обучающихся, улучшению морально-психологического состояния, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и, как следствие – всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту. Отличительная особенность программы заключается в развитие школьного добровольческого движения, получении обучающимися новых знаний, развитии навыков общественной деятельности, формировании нравственных ценностей, активной гражданской позиции, развитие soft skills. Срок реализации программы: 1 год Участники программы: обучающиеся 14 - 16 лет. Объем программы —34 часа Формы обучения – очная. Занятия формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях, создание и реализацию социальных проектов. Цель и задачи программы Цель: формирование духовно-нравственных ценностей, активной гражданской позиции, развитие творческих способностей, готовности включения в социально-значимую деятельность в процессе овладения знаниями, умениями, навыками волонтерской деятельности. Задачи: задачи в обучении: -познакомить с историей возникновения и развития волонтерства; -сформировать представление о современных направлениях волонтерской деятельности; -познакомить с нормативно-правовыми документами волонтѐрской деятельности; -овладеть разнообразными формами организации и реализации мероприятий социального значения; -овладеть определенными трудовыми навыками и способствовать профессиональной ориентации; -обучить организации и проведению мероприятий по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни; -овладеть умением работать в дистанционном формате, используя различные платформы; -обучить технологии социального проектирования 3 задачи в развитии: -развить оперативность мышления; логическое, аналитическое мышление; -развить зрительную, слуховую память; -развить устойчивость внимания; -развить наблюдательность, познавательную активность; -развить выносливость; -развивать soft skills (гибкие навыки: проактивность, коммуникативные, эмоциональный интеллект, таймменеджмент, самоорганизация, креативность, -умение работать с информацией, стрессоустойчивость, умение управлять людьми и работать в команде, многозаданость, инициативность, исполнительская дисциплина) задачи в воспитании: -воспитывать толерантные качества личности, эмпатию, милосердие, доброту, отзывчивость; -чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно служить обществу; -сформировать культуру речи; -воспитывать ответственность; -лидерские качества, уверенность в себе; -сформировать потребность в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; -воспитывать потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Планируемые знания, умения, навыки по всей программе за период обучения. К концу обучения учащиеся должны знать: -историю развития волонтерского движения; -понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции; -технологию социального проектирования; -методику организации и проведения конкурсной программы, добровольческой акции; -правила выхода из конфликтной ситуации; -методы проведения акций и мероприятий для различных категорий благо получателей Учащиеся должны уметь: -владеть навыками планирования, рефлексии и самоанализа; -уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office; -разрабатывать социальные проекты; -выступать в роли организатора различных дел социальной направленности; -эффективно общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми людьми; -организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах; --уметь разрабатывать игровые программы на различные темы; устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему; -владеть навыками поведения в конфликтной ситуации. Содержание учебного плана Помощь в организации школьного праздника, посвященного Дню знаний. Введение в образовательную программу «Волонтѐры». Инструктаж по ТБ. Помощь в организации акции ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом. История волонтерской (добровольческой) благотворительной деятельности СВО. Структура волонтерского кружка «Доброе сердце» и мотивация волонтерской деятельности. Акция. Поздравление С Днѐм работника дошкольного образования». Подготовка к проведению акции «Становись волонтѐром!». Поздравление пожилых людей с Днѐм пожилого человека. Подготовка к проведению Добро-уроков в начальной школе. Волонтерское движение в х.Николаевском. Игровые технологии в работе волонтера. Основы проведения акций и благотворительных мероприятий. Подготовка видео-поздравления ко Дню отца. 4 Подготовка видео-поздравления ко Дню отца. Социальные аспекты и виды волонтерской (добровольческой) деятельности в молодежной среде. Основы проведения акций и благотворительных мероприятий. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Подготовка к проведению форума «Под флагом ДОБРА!». Подготовка к проведению мероприятия посвященного Дню народного единства. Семейное добровольчество. Социальное волонтерство. Подготовка к изготовлению поздравительных открыток и подарков ко дню Матери. Поздравление. Благотворительная акция 12 ноября –Синичкин день. Изготовление кормушек для птиц. Подготовка и проведение. Осенней недели добра. Подготовка к проведению Бала волотѐров, в честь Международного Дня волонтѐров. Акция. Проведение благотворительной акции «Красная ленточка». Круглый стол «Мир равных возможностей», посвящѐнный Дню инвалида. Проведение Новогоднего Бала волотѐров. Подготовка и проведение Дня Героев Отечества. Проведение акции «Наркотикам нет!» Создание листовок. Акция «Рождественский подарок» Поздравление пенсионеров. Проведение инфо-акции «Блокадный хлеб» в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Инфо-акция, посвященная Сталинградской битвы. Подготовка писем солдатам СВО, исполняющих служебный долг. Подготовка к проведению мероприятий, посвящѐнных Дню воссоединения Крыма с Россией. Эко-Волонтѐрство. Помощь в проведении мероприятий, посвященному Всемирному Дню Земли. Основы проведения акций и благотворительных мероприятий солдатам СВО. «Окна Победы». Уборка братских могил. Планируемые результаты: Результаты первого уровня (социально-значимые знания): приобретения обучающимися социальных знаний о порядке проведения акций, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения, о ситуации межличностного взаимодействия. Результаты второго уровня (развитие социально-значимых отношений): получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, целостного отношения к социальной реальности в целом. Результаты третьего уровня (приобретении обучающимися опыта социально-значимого действия): получения опыта самостоятельного общественного действия (проведение социальных акций, свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели, задачи; формирование умения определять общие цели и пути их достижения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать свое собственное поведение и поведение окружающих; овладение навыком осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии. 5 Календарно-тематическое планирование № п/п Дата проведения 1. Кол-во часов 1 Темы занятий Место проведения Школьный двор Помощь в организации школьного праздника, посвященного Дню знаний. Введение в образовательную Кабинет №13 программу «Волонтѐры». Инструктаж по ТБ. Помощь в организации акции ко Дню Школьный солидарности в борьбе с коридор терроризмом. История волонтерской Кабинет №13 (добровольческой) благотворительной деятельности СВО. История волонтерской Кабинет №13 (добровольческой) благотворительной деятельности СВО. Структура волонтерского кружка Кабинет №13 «Доброе сердце» и мотивация волонтерской деятельности. Акция. Поздравление Д\С Аленушка С Днѐм работника дошкольного образования». Подготовка к проведению акции Кабинет №13 «Становись волонтѐром!». Форма контроля Беседа Беседа 2. 1 3. 1 4. 1 5. 1 6. 1 7. 1 8. 1 9. 1 Поздравление пожилых людей с Днѐм пожилого человека. Территория поселения 10. 1 Подготовка к проведению Добро-уроков в начальной школе. 11. 1 12. 1 Кабинет №13 Беседа 13. 1 1 Территория поселения Кабинет №13 Фотоотчет 14. 15. 1 Кабинет №13 Фотоотчет 16. 1 1 Территория поселения Кабинет №13 Фотоотчет 17. Волонтерское движение в х.Николаевском. Игровые технологии в работе волонтера. Основы проведения акций и благотворительных мероприятий. Подготовка видео-поздравления ко Дню отца. Социальные аспекты и виды волонтерской (добровольческой) деятельности в молодежной среде. Основы проведения акций и благотворительных мероприятий. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кабинеты начальных классов Кабинет №13 Практическая работа Фотоотчет Практическая работа Фотоотчет Практическая работа Фотоотчет Беседа Рефлексия Беседа Беседа Беседа Практическая работа Фотоотчет Фотоотчет 6 Подготовка к проведению форума Кабинет №13 «Под флагом ДОБРА!» 19. 1 Подготовка к проведению Кабинет №13 мероприятия посвященного Дню народного единства. 20. 1 Семейное добровольчество. Социальное волонтерство. 21. 1 Подготовка к изготовлению Кабинет №13 поздравительных открыток и подарков ко дню Матери. Поздравление. 22. 1 Благотворительная акция 12 ноября – Кабинеты Синичкин день. Изготовление начальных кормушек для птиц. классов 23. 1 Подготовка и проведение. Кабинет №13 Осенней недели добра. 24. 1 Подготовка к проведению Бала Кабинет №13 волотѐров, в честь Международного Дня волонтѐров. 25. 1 Круглый стол «Мир равных Территория возможностей», посвящѐнный Дню поселения инвалида. 26. 1 Подготовка и проведение Дня Кабинет №13 Героев Отечества. 27. 1 Проведение акции Кабинет №13 «Наркотикам нет!» Создание листовок. 28. 1 Акция «Рождественский подарок» Территория Поздравление пенсионеров. поселения 29. 1 Проведение инфо-акции Кабинет №13 «Блокадный хлеб» в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 30. 1 Подготовка писем солдатам Кабинет №13 СВО, исполняющих служебный долг. 31. 1 Подготовка к проведению Кабинет №13 мероприятий, посвящѐнных Дню воссоединения Крыма с Россией. 32. 1 Эко-Волонтѐрство. Помощь в Территория проведении мероприятий, поселения посвященному Всемирному Дню Земли. 33. 1 Основы проведения Территория акций и благотворительных поселения мероприятий солдатам СВО. 34. 1 «Окна Победы». Уборка братских Территория могил. поселения Итого: 34 ч. Условия реализации программы Продолжительность учебного года: Начало учебного года 01.09.2023 г. Продолжительность учебного года - 34 недели. Окончание учебных занятий 25.05.2024 г. Занятия осуществляются в обычном режиме, согласно расписанию утверждѐнному 18. 1 Фотоотчет Фотоотчет Фотоотчет Фотоотчет Фотоотчет Фотоотчет Фотоотчѐт Фотоотчѐт Фотоотчѐт Фотоотчѐт Фотоотчѐт Фотоотчѐт Фотоотчѐт Фотоотчѐт Фотоотчѐт Фотоотчѐт 7 руководителем учреждения, продолжительность занятий 45мин. Регламент образовательного процесса: Учебная нагрузка регламентируется Уставом, учебно - тематическими планами дополнительных общеобразовательных программ в академических часах. Режим занятий: Занятия проводятся по расписанию, утверждѐнному руководителем учреждения, продолжительность занятий 45 мин. Продолжительность для отдыха детей между каждым занятием не менее 10-15 мин (Сан Пин 2.4.4.31 72-14 –санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования.) Режим работы в период школьных каникул. Занятия в объединениях проводятся: по учебному графику программы в форме учебных занятий с возможностью временного изменения расписания с учѐтом удобства обучающихся. по временному утвержденному расписанию, в форме экскурсий, акций, учебно- тренировочных сборов. Календарный учебный график в полном объеме учитывает индивидуальные, возрастные, психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Материально-техническое обеспечение программы. - Аудиторное помещение на 17 обучающихся, обеспеченное необходимыми техническими средствами, пособиями и соответствующее требованиям СанПиН 2.4.4.3173-14; спортивный зал, кабинет 13, территория поселения для подготовки и проведения массовых мероприятий. Технические средства: Ноутбук Средства телекоммуникации (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта) компьютер принтер звуковая аппаратура микрофоны бумага А4 наглядные средства, среди них брошюры, тексты сценариев, памятки. Формы аттестации: Образовательный процесс обучения строится на основе принципов личностноориентированного подхода. Главным предметом учебно- воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности подростка: приемы активизации познавательного интереса; создание ситуаций успеха; методы диагностики и самодиагностики; методы диалога; рефлексивные приемы и методы; опора на жизненный опыт подростка; игровые методы. Групповые и индивидуальные занятия: диагностическое изучение процессов развития обучающихся; создание оптимальных условий для самореализации обучающихся. Обучающимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки образовательной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию обучающихся, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. Игровые методы используются для закрепления пройденного материала. План годовых мероприятий и организации деятельности объединения действует в течение всей продолжительности программы. Методические описания традиционных мероприятий. Оценочные материалы 8 Для оценивания достижений 1 раз в полугодие проводится мониторинг образовательных достижений, обучающихся (промежуточный и конечный), результативности их деятельности Формы оценивания: Вербальное выражение оценки (похвала, порицание и пр.) материальное выражение оценивания (призы, медали, кубки, грамоты, поездки) портфолио (командное и личное) опрос (включает в себя вопросы по теории, проводится 1 раз в конце года) 9